12.08.1945. «Металлург» (Выкса) – «?» (?) — ?:?

День физкультурника в Выксе

Всесоюзный день физкультурника — один из традиционных праздников Советского народа. День физкультурника в нашем городе начнется в 3 часа на стадионе, где пройдет легкоатлетические соревнования с участием спортивных обществ «Металлург», «Трактор», ВМУ и «Трудовые резервы». В программе праздника: парад участников, вольные движения с винтовками, забеги мужчин и женщин на 100 метров, на 1500, 3000 метров, прыжки в длину и высоту, большая и малая эстафета, велоэстафета, встреча женских и мужских команд по волейболу. Праздник закончится футбольной встречей.

Секретарь горкома ВЛКСМ Е. Зуева

Газета «Выксунский рабочий» от 12.08.1945

Сегодня всесоюзный день физкультурника

Больше внимания физкультурной работе

Сегодня вся страна празднует всесоюзный день физкультурника, праздник молодости, праздник всей советской страны. В Москве на Красной площади будет проведен парад. Физкультурники, которыми гордится ведь наш народ, продемонстрирует свою силу и красоту перед великим Сталиным.

В этом параде примут участие и от нашего города лучшие физкультурники от спорта — общества «Металлург» тов. 3убаков, Гонин, Дорофеев, Сергеев, Храмов и другие. В Выксе имеется прекрасный стадион, водные станции, есть все необходимые условия для проведения летних физкультурных занятий. Ежедневно тренируются наши лучшие спортсмены Семочкин, Антипов (Антипов вряд ли футболист. — Прим.), Лесовов, Кирдаков из общества «Металлург»; Сухов, Краснобаева, Зиновьев – ДРО и другие.

Председатель городского совета физкультуры и ДСО «Металлург» В. Локтев

Газета «Выксунский рабочий» от 12.08.1945

В семье Орловых всегда любили спорт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Татьяна Михайловна была в молодости одной из лучших спортсменок Выксы. В «копилке» ее воспоминаний сохранилась одна спортивная история.

12 августа 1945 года на Красной площади Москвы прошел Всесоюзный парад физкультурников. Он был примечателен именно своей датой. Три месяца, как закончилась война… На Красной площади тогда собрался цвет нашей молодежи, гордость и надежда страны. Среди делегации РСФСР, которая первой прошла перед трибуной, были и наши земляки — выксунцы. Статные, молодые, красивые Александр Гусаров, Геннадий Дзежец, Алексей Сергеев, Владимир Семочкин, Алексей Гонин, Александр Лесовов. Одетые в шерстяные белоснежные костюмы, они ярко вписались в многоцветье величественной главной площади страны.

В числе счастливцев-выксунцев, прошествовавших по брусчатке перед Сталиным в августе 1945‑го, не было лишь трех спортсменов: Нины Каленовой, Василия Нажиганова и Татьяны Орловой. Не пройдя строгую комиссию, эти ребята мирно вернулись в родную Выксу. Хотя, если бы не они, не было бы и этого рассказа.

Из воспоминаний Татьяны Михайловны Юнеевой (Орловой):

— Спортом я занималась с детства. Особенно плаванием и лыжами. Самостоятельно ходила в спортзал Дворца им. Лепсе. Он был оснащен различным инвентарем: кольцами, козлами, конями, матами, различными турниками. Могли здесь заниматься все желающие. Все это происходило до войны. Мне повезло с учителем физкультуры в школе, он приучил меня к спорту. На коньки я встала лет с трех. Как же иначе? Мои родители ходили на каток. Мама у меня была замечательной фигуристкой. Она научилась кататься, когда жила в Ленинграде. Потом и папу «приучила» к конькам. Младший брат моего отца, Сергей Иванович Орлов, был известным на Выксе спортсменом, футболистом. Затем уехал на Урал, где работал в ЦК Военных сил. Там же некоторое время спустя был спортивным тренером. Оттуда переехал в Молдавию, тренировал детей в Кишиневе.

Сергей был хорошо знаком с Капитолиной Васильевой, ставшей впоследствии женой Василия Сталина. Так что тяга к спорту у меня не случайна!
Плавать я тоже начала самостоятельно и чуть ли не с пеленок. Кстати, и детей своих, Мишу с Мариной, тоже научила плавать.

Став взрослее, я серьезно увлеклась легкой атлетикой. Это был 1942 год, я начала учиться в металлургическом техникуме. В конце 1944 года в Выксе проходили городские соревнования.

Я приняла в них участие и заняла второе место в лыжной гонке. В августе 1945 года моя кандидатура среди других спортсменов техникума была официально внесена в список участников Всесоюзных соревнований по легкой атлетике и Парада физкультурников на Красной площади в Москве. Представляете, какая это была радость! На эти соревнования отправили еще Александра Гусарова, Василия Нажиганова, пловчиху Нину Каленову, футболистов Алексея Сергеева, Алексея Гонина, Владимира Семочкина, Александра Лесовова… Половину имен я уже забыла, много воды с тех пор утекло! А вот голкипера помню: им был Дзежец Геннадий. А мы проходили как гимнасты: Саша Гусаров, я, Нина Каленова и Нажиганов Василий.

Когда выезжали из Выксы, билетов на Москву не было. До столицы наша спортивная «гвардия» добиралась, стоя в тамбуре вагона. Но это никого не смущало. Тем более ребята ехали налегке. Увесистый чемодан с провизией и вещами был только у меня — мамочка постаралась!

И вот она — Москва! Нас разместили при стадионе сталелитейного завода «Серп и Молот». Там мы и жили все это время. На завтраки и тренировки нас возили на автобусе. Тренировки проходили на стадионе «Динамо». Там тренировались представители всех металлургических заводов России. Первый столичный завтрак запомнился на всю жизнь. В столовой перед каждым участником соревнований и парада лежала огромная плитка шоколада. А на обед ждали борщ с сельдереем и петрушкой, мясо, каша и компот. Можете представить, с какой скоростью поглощали все это наши полуголодные мальчишки! Да и мы от них не отставали.
Стадион, где мы тренировались, находился рядом с Казанским вокзалом. По вечерам мы гуляли по Садовому кольцу, доходя до Курского вокзала.
Подготовка к Параду физкультурников проходила в каком‑то подмосковном Доме отдыха. Тренировки разнообразием не отличались. Помню, мы очень много маршировали и бегали. Я тогда впервые увидела и надела выданные нам «шиповки», о существовании которых даже не подозревала. В Выксе всегда тренировалась и бегала босиком.

За три дня до парада случилось неприятное событие: строгая комиссия «отбраковала» Василия Нажиганова, Нину Каленову и меня. Понимаете, форма у меня оказалась «непарадная». Проще говоря, я была слишком тощая! Почему не взяли Нину, так мы тогда и не поняли. А вот Василий умудрился «подхватить» в поезде малярию. Нашей «троице» вручили сухой паек, рассчитанный на четверо суток пути, билеты, посадили в машину, привезли на речной вокзал, посадили на пароход и отправили в Выксу до пристани Досчатое. Не знаю, как потом добирались домой те счастливцы, которых взяли на парад, но мы в своей четырехместной каюте чувствовали себя королями. Свежий речной ветерок навевал хорошее настроение и … усиливал аппетит. Не давали покоя воспоминания о московских борщах и шоколаде. Сухой паек мы съели за два дня. Деньги давно кончились. А впереди — еще два долгих дня пути. Васю по‑прежнему лихорадило. Особенно плохо ему становилось к вечеру. Тогда мы с Ниной стаскивали с себя кофты и укутывали ими нашего больного. Когда голод стал нестерпимым, я вспомнила, что в моем чемодане есть две замечательные вещи: медицинская аптечка, купленная в подарок маме, и пачка цветов ромашки, которую я приобрела для укрепления и осветления своих волос.

Сначала в ход пошла аптечка. Мы съели все лекарства, оказавшиеся более или менее съедобными и приятными на вкус. А вот цветы ромашки лекарственной почему‑то ни у кого восторга не вызвали. Не помню, как мы прожили те мучительные два дня, только однажды вечером берег приветствовал нас пристанью с долгожданной надписью: «Досчатое». Но и здесь нашу группу продолжили преследовать дорожные неприятности. Оказалось, что ночной поезд на Выксу недавно ушел. Пристань была пустой и выглядела недружелюбно. Решили идти пешком. Мой чемодан и… Васю тащили на себе. Шли медленно, молча и гордо.
В родную Выксу вошли на рассвете. Как жаль, что тогда рядом не оказалось фотографа! Какой бы снимок получился! Две хрупкие, измученные, голодные девчонки и Васька, совсем больной, — на наших тощих плечиках.

Вы можете спросить: жалела ли я, что не попала на тот первый, послевоенный парад физкультурников? Возможно, что и жалела. Тем более что вскоре моей спортивной карьере пришел конец. Замужество, рождение детей, работа в мартеновском цехе… Словом, другая жизнь и другая история.

Но иногда мне снится мой так и не состоявшийся парад. Будто бы иду я в шеренге с нашими ребятами-спортсменами. Ладную фигурку облегает ослепительно-белый спортивный костюм. И вдруг я отделяюсь от нашей колонны и начинаю, красивая своей молодостью, крутить «солнце» перед Солнцем, которое стоит на трибуне и спокойно хлопает мне в ладоши…

Елена Столярова

«Приокская Глубинка» от 2019 года