Когда в прошлом году в составе выксунского «Металлурга» появился 38-летний вратарь Игорь Логунов, многие болельщики и специалисты недоумевали: «Зачем Выксе нужен такой возрастной игрок?». Но Логунову не пришлось долго доказывать свое мастерство. В первых же играх за «Металлург» опытный голкипер вселил уверенность в футболистов, и вот результата: в сезоне-99 с десятого места «Металлург» поднялся на седьмое.
Успех «Металлурга» в прошедшем чемпионате также во многом связан с уверенной игрой Игоря. В первом круге он пропустил всего один мяч (то с придуманного пенальти в Саранске, а еще один 11-метровый взял!). А разве забыть, какими аплодисментами провожали голкипера недружелюбно относящиеся к «Металлургу» поклонники «Торпедо-Виктории», после того как ценой травмы тот взял точку от лучшего бомбардира Поволжья Антона Хазова.
Одним словом, настала пора поближе познакомить читателей нашего еженедельника с Игорем Логуновым. И естественно, что первый вопрос вратарю будет такой:
— Раскрой секрет твоего спортивного долголетия.
— Наверное, в генах. Вратарем я стал, можно сказать, по наследству. Мой отец, Александр Иванович Логунов, тоже был вратарем, и вратарем замечательным. В свое время его даже команды мастеров приглашали — в калининградскую «Балтику», например, но выше чемпионата области ему так и не довелось прыгнуть. А вот закончил играть он тоже довольно поздно — в 35 лет. Играл бы и дольше, если бы не сломал руку.
Жаль, умер отец очень рано — всего-то в 53 года. Я как раз тогда играл в Самарканде. Перед игрой раздался звонок: «Игоря Логунова к телефону». «Что случилось?» — спрашиваю. — «Отец умер». Для меня это стало самой большой трагедией в жизни. Царствие небесное моему отцу. Он меня воспитал, он меня сделал вратарем, да не только вратарем – человеком. А ту игру я отыграл, и сразу — на самолет, на похороны отца.
Начинал я играть в городе Черняховске Калининградской области. Черняховск расположен неподалеку от Калининграда, поэтому неудивительно, что моей первой командой мастеров стала калининградская «Балтика». Кстати, в 1979 году в «Балтике» был на стажировке Валерий Овчинников, он тогда учился в ВШТ. Характер у него уже в ту пору был сложный. Хотя, на мой взгляд, положительных качеств у этого человека все-таки больше, чем плохих. Поэтому с Овчинниковым у меня отношения до сих пор хорошие.
В 1980 году я отыграл в составе «Балтики» полный сезон. Чувствовал себя превосходство. Забить было чрезвычайно сложно. Считаю, что тогда был лучшим вратарем СССР. Для вратаря это вообще самое главное — уверенность в себе.
Почему меня в «Металлург» пригласили, хотя я почти два года не играл на профессиональном уровне? Да, тренировался, поддерживал форму, играл на первенство области, но ведь таких футболистов много. А все потому, что не было тогда вратаря в «Металлурге», который бил бы объективно первым.
В 1981 году меня пригласили в московский «Спартак». В то время Ринат Дасаев был травмирован, а «Спартаку» предстояли матчи 1/4 финала Кубка Чемпионов с мадридским «Реалом». И на меня стали рассчитывать как на дублера Алексея Прудникова. Зимой отыграл за дубль «Спартака» в спартаковском турнире. Наша команда заняла второе место после основного состава «Спартака».
После окончания игр меня отозвали в отдельную комнату. Там сидят Константин Иванович Бесков с Николаем Петровичем Старостиным. «Хочешь играть в «Спартаке»?» — спрашивают. «Найдите мне такого дурака, который не хочет», — отвечают они. «Ну вот, заявление уже написано, тебя осталось только подписать». Я подписал и поехал в гостиницу. В гостинице уже ждали представители «Торпедо». И у них тоже было написано заявление от моего имени. Оставалось только подписать. Можете себе представить разочарование торпедовцев, когда я им сказал, что уже в «Спартаке»: «Мы же за тобой полгода охотились». — «Да, а я ничего не знаю, подошли бы хоть тогда».
Позже, когда я уходил из «Спартака», «Торпедо» неоднократно звало к себе. Но Бесков не отпустил. Обратно в «Балтику» — пожалуйста, а в «Торпедо» — нет.
— А почему Вам пришлось покинуть «Спартак»?
— Дасаев выздоровел, просто блестяще сыграл с «Реалом», в Тбилиси прилично отстоял, а я оказался третьим. Хотя, повторюсь, чувствовал себя отлично. Затем — снова родная «Балтика». Я тогда служил в армии, но из армии меня «выдернули». В 1984 году мы заняли 1 место в своей зоне второй лиги. Спрашиваем у руководства: «Нужно нам в первую лигу?». Отвечают: «Денег нет, первая лига нам не нужна». И на финальной «пульке» команду «убили».
А в конце сезона в Сочи проходил чемпионат России. Играли победители российских зон второй лиги. Состав собрался солидный. Тюмень во главе с Овчинниковым уже вышедшая в первую лигу. «Крылья Советов» из Куйбышева, «Динамо» (Ставрополь) и «Зоркий» из Красногорска. Мы Тюмень обыграли 3:0, Ставрополь — 4:1. С самарцами нас «придушил» судья — 1:1. Также вничью 1:1 мы сыграли с «Зорким», который в итоге и стал чемпионом. А меня вместе с нападающим «Балтики» Валерием Рудько пригласили в выступавшую в первой лиге чемпионата СССР краснодарскую «Кубань».
О Рудько надо сказать особо. На поле этот игрок умел все. Он с детства болел сахарным диабетом. Игра, можно сказать, на уколах, но футболистом был абсолютно без слабых сторон. Да и другие имена звучали в «Кубани». Играли Николай Колесов (Царствие ему небесное, совсем недавно скончался, не дожив до 40 лет), Лагойда, ныне известный арбитр Чеботарев. Калешин (два его сына также стали футболистами). Однако, имея такой состав, мы боролись не за высшую лигу, а за выживание в первой. Причины? Многим было уже около 30 лет, а тренер нагружал нас «физикой». В результате на игры выходили «выдохшимися».
Сезон 1988 года я отыграл в саратовском «Соколе», а затем меня пригласили в «Пахтакор» (Ташкент). Но долго там не продержался — тренера Абдураимова убрали, а я отправился в самаркандское «Динамо». Возглавлял его московский специалист, несколько футболистов тоже были приглашены из столицы. Евгений Корнюхин, например, считался тогда моим вторым дублером. В Самарканде играл еще один известный футболист — чемпион СССР 1983 года в составе минского «Динамо» Юрий Прудников. Кстати, тоже уникальный игрок.
— В те годы в Средней Азии не было предвзятого отношения к футболистам из России?
— Тогда еще нет. Все началось в 1992 году, когда среднеазиатские республики начали отделяться, к тому времени успел даже квартиру поменять. Первый чемпионат России встретил уже в «Балтике», помогал команде выходить в первую лигу. Правда, до этого момента — я уже «не дожил» по иронии судьбы меня обвинили в сдаче игры дзержинскому «Химику». Мы с ними дома 2:2 сыграли, но все равно опережали ближайшего преследователя — «Смену-Сатурн» — на 9-10 очков, а «Химик» с псковской «Машинкой» — еще больше. Так что я даже сам не знаю, почему меня обвинили.
Сезон 1993 года я начал в родном Черняховске, первый круг там отыграл, а со второго круга и вплоть до 1996 года играл в «Ладе» (Димитровград). В 1993 и 1995 годах в первой лиге, а в 1994-м — из-за реорганизации турнира — во второй. А с 1996 по 1998 год защищал цвета ульяновской «Волги». А потом снова Димитровград, где выполнял функции одной из команд первенства области.
— Как же ты оказался в «Металлурге»?
— Начальник выксунской команды Вячеслав Михайлович Малеев искал вратаря на протяжении целого сезона. В итоге он обратился к Рашиду Гафурову — есть такой человек в Димитровграде, он работает с юношескими командами, можно сказать, тренер от Бога. Он-то и предложил мне вариант с Выксой. Я поначалу отказался, ведь мне и лет уже много было, да и не играл долго.
Но вскоре снова раздался звонок: «Выкса в Ульяновске играет с «Волгой». Подъезжай!» Я приехал. Ворота «Металлурга» защищал Саша Давыдов. Он пускает две «пенки», и его место занимает Мурысев. Он тоже успевает привезти «банку» — 0:3. «Ну что?», — спрашивает главный тренер «Металлурга» Евгений Михайлович Попов. Я спросил об условиях, предложил свои. Все мои требования «Металлург» выполнил. Вообще в этом плане я давно такой команды не видел. Если точнее — после «Спартака». Только в «Спартаке» и в Выксе так регулярно зарплату выдают.
Едва появившись в «Металлурге», я сразу же стал основным вратарем. Не хочу обижать ни Евгения Мурысева, ни Александра Давыдова — они футболисты неплохие, но повторюсь — на тот момент ни тот, ни другой себя первыми не чувствовали. И в первой же матче, когда я стоял в воротах, «Металлург» выиграл в Волгограде у «Ротора-2» — 3:1.
— Долго ли собираешься играть в «Металлурге»?
— Даже не знаю. С одной стороны, чувствую, что пора заканчивать. С другой стороны, хочется еще играть, а потом — тренировать вратаря в «Металлурге». Хочется помочь любимой команде.
Максим Бобровский
Газета «Футбол-Хоккей НН» №1 от 05.01.2001
Игорь Логунов, итоги 2000 года:
— Отец у меня был вратарем в своё время, правда, играл на первенство области. Тогда уровень был другой, чем сейчас. С детства я вырос на стадионе, выбора большого не было. Стало получаться. Когда получается — это нравится.
Футбол люблю за непредсказуемость. Любая команда может выиграть у любой, нет запрограммированного результата. Новые решения, новые ходы, что-то ищешь. Увлекательная игра. Нет какого-то шаблона. В каждом матче может быть что-то новое, этим и интересен футбол.
Фильм «Выксунский футбол. На рубеже веков» от 2001 года (записано в январе или феврале 2001 года)