Виктор Маслов: Левый защитник

Ветеран хоккей, футбола 60-80-ых годов

Писать о ветеранах спорта всегда приятно. Их жизнь протекала бурно, насыщенно и очень эмоционально. Нашим героям не нужно задавать вопросов – они сами рассказывают о тех событиях, что врезались в их память на долгие-долгие годы…

Вот и сегодняшний герой, ветеран выксунского хоккея и футбола 60-80-х годов Виктор Николаевич Маслов пришел по нашей просьбе в редакцию, бережно держа в руках черно-белые снимки, на которых запечатлены и его игра, и ставшая родной команда, и тренерские переживания на одной из игр. Но всё это было давно, в далёких 70-х, о которых он вспоминает сегодня с огромным удовольствием.

Из Казахстана в Выксу

— Я приехал в Выксу в 1959 году из Западного Казахстана, где провёл большую часть своего детства. Здесь впервые увидел и залитый каток, и коньки, и хоккей с мячом и шайбой, в которые мгновенно влюбился до безумия. Чтобы освоить азы катания на льду, брал коньки напрокат, и с утра до вечера маневрировал по гладкой поверхности, падая и поднимаясь вновь. Порой даже убегал со школьных уроков, лишь бы побольше времени провести на катке. Долгие и упорные тренировки дали результат — через год я уже играл в юношеской команде «Металлурга» под руководством тренера Октября Ивановича Вилкова. А когда мне исполнилось 16, меня включили в основной состав. В 1965 году на спартакиаде народов России мы стали чемпионами, обыграв все областные команды. Вручили нам огроме-е-ен-ный (!) кубок и присвоили команде первый разряд.

А летом — футбол. В этом виде спорта также получил первый разряд, правда, чуть позже, чем в хоккее. Как и полагается, всем членам команды дали значки перворазрядника, которые мы носили с высоко поднятыми головами. Так велика была наша гордость.

Защищал честь области

В 1966-м — мне 19: на горизонте маячит армия. В спорткомитет приходит телеграмма с вызовом хоккеиста, левого защитника Виктора Маслова, на сборы и Горький. Выдохнул, что пока не призывают, и поехал в область. Здесь предложили играть за местную команду класса «Б» — «Чайку». Выдали мне, как спортсмену из глубинки, поношеннyю форму и кое-как затасканные коньки, на которых не то чтобы кататься, держать равновесие было невозможно. «Так дело не пойдёт», — подумал я и рванул в Выксу за своей формой и коньками.

Служба на коньках и в бутсах

Недолго мне довелось выступать за горьковскую «Чайку» …, пришла повестка явиться и выксунский военкомат для призыва в армию. От областного спорткомитета дали приписной лист, согласно которому меня определили в парадные войска. Так я попал на военную службу под Владимир. Однако и тут долго не задержался. Не прошло и недели, как меня вызвали на сборы по хоккею. Стал опять играть в «Чайке». Большую роль для меня, как для спортсмена и в то же время солдата, сыграла победа в чемпионате Московского округа противовоздушной обороны (ПВО). Она дала возможность по окончании хоккейного сезона отправиться домой в трёхмесячный отпуск. Это была лучшая награда для меня. А от полученной от начштаба премии в 50 рублей стало вообще очень хорошо. Вот так март, апрель, май я находился дома, параллельно тренируясь в команде «Металлург».

Де жа вю или судьба?

Когда вновь вернулся в часть, было уже лето. Но служить опять было некогда — оказалось, что меня уже две недели как вызвали на сборы, но теперь уже по футболу: Можно подумать: «Не дежа вю ли это?», учитывая тот факт, что наша команда (футбольная) победила в соревнованиях на первенство Московского округа ПВО, где меня опять премировали и отправили в длительный отпуск домой. Снова играл за «Металлург», а осенью — опять в часть. Месяц послужил и в область, на хоккейный сезон. На тот момент «Чайка» была уже расформирована, а нас перевели всем составом в команду «Водник». Между тем два года службы подходили к концу. А тут как раз переход с трёхгодичной службы на двухгодичную. Вот так в 1970-м я в звании младшего сержанта демобилизовался и поехал на малую родину.

Опять служба, но уже на чужбине

Женился, появился первенец, стал капитаном команды «Металлург» и параллельно получал высшее образование на вечернем отделении. Игра, учёба, семья — тяжело. А тут вызывают в военкомат с известием, что мне присвоено звание младшего лейтенанта. «Ни жарко, ни холодно», — подумал я, но когда позже (осенью 1972-го) меня вновь вызвали в военкомат и объявили, что «согласно приказу министра обороны и в связи с нехваткой техников по обслуживанию самолётов вы призываетесь на двухгодичную службу в армию…», понял, что к чему. Я спортсмен, молодой папа и просто домашний человек и опять — на чужбину… да ещё какую — проходил военную службу в центре пустыни Каракум, что неподалёку от границы с Афганистаном, целых два года следил за техническим состоянием самолётов.

И директор, и спортсмен, и судья

Вернувшись домой, продолжил спортивную карцеру, но уже без футбольных баталий, травма голеностопа не позволила дальше играть. В 1976 году стал директором стадиона «Металлург», но хоккей не бросал ни на сезон. Позже заинтересовался ещё и судейством. В качестве спортивного судьи исколесил весь Союз, повидал многое…

Сейчас мне 63. Спортивную карьеру закончил три года назад. Сегодня, подводя итог и анализируя, понимаю, что сумел внести свой вклад в спортивную историю города. На душе становится от этого тепло и радостно.

Юлия Сиденькова. Фото из семейного архива

Газета «Выксунский рабочий» от 2010 года