Сергей Койшев: Делать трубу, это — родное

Начальнику третьего трубоэлектросварочного цеха комплекса труб малого и среднего диаметра ВМЗ Сергею Койшеву на днях исполнилось 55 лет. В канун знаменательной даты мы встретились с ним, чтобы задать несколько не слишком обременительных вопросов и, что называется, «поговорить за жизнь».

— Сергей Николаевич, мы знакомы не один десяток лет, однако мало, что о Вас знаем. Например, где вы родились, росли, е какой семье?

— Корни у меня выксунские. Мать, Зоя Васильевна, учительница начальных классов. На ниве народного образования трудилась около 45 лет. Сначала в городской, потом в сельской школе. Отец, Николай Михайлович, водитель. Он постоянно был в командировках. Однако сиротой при живых родителях я никогда себя не чувствовал. И мама, и папа — из больших семей. В многочисленной родне никто никого не чурался, изгоев не было. Напротив, держались друг друга, каждый выходной собирались: баня, чаепития, поездки за город. И, конечно, старались всемерно помогать друг другу. В строительстве домов и других хозяйственных делах, в воспитании детей (устроить в садик детей и тогда было проблемно).

Мне особо благоволили брат мамы Юрий Васильевич Карабанов и муж ее сестры Виктор Иванович Шпанцев. Под их влиянием сформировалась любовь к природе, увлечение рыбалкой. И потомки (а таковых немало) друг друга из вида не теряют. Как говорится, роднятся. Учился в школе №8. В классе под стать моей родне — дружном и сильном. Из него вышли доктор технических наук, четыре кандидата наук, ныне работающие в вузах. Часть ребят поступили в высшие военные училища.

После демобилизации поступил в Горьковский политех. А будущая супруга Юлия — в МИСиС. Но после того, как сыграли свадьбу, перевелись во Всесоюзный заочный политехнический институт.

Первая отметка в трудовой книжке появилась до призыва в армию. Успел поработать учеником токаря в колесопрокатном цехе. После демобилизации вернулся сюда же, но уже на прессопрокатный участок. Потом получил перевод в перспективный третий трубный, который в ту пору достраивался и готовился к пуску. Здесь начинал сварщиком труб на стане.

— Самая что ни на есть заглавная здесь профессия.

— Именно! Когда освоил оборудование линии стана, был назначен мастером по перевалке. Ответственная задача — обеспечивать постоянную «боеготовность» основного агрегата, можно сказать, сердца цеха! Затем работал в качестве мастера на стане, начальником смены.

— А первая крупная должность?

— Это было не в третьем трубном. В 2001-ом последовало совершенно неожиданное для меня назначение начальником мебельного цеха.

— Через «не хочу» переступили?

— Почему? Когда из мастеров в начальники — это все-таки движение вперед. Оно, кроме прочего, означает, что тебя видят и достаточно высоко оценивают. Да, не по профилю, но глазное опыт работы с людьми имеется, его можно еще и обогатить. Однако, этот «экскурс» оказался недолгим. Через восемь месяцев был издан приказ о назначении заместителем начальника пятого цеха, а еще через четыре — начальником второго. Немногим больше года спустя в том же статусе я вернулся в родной цех. Еще два года спустя повысили до начальника комплекса труб среднего диаметра. Когда возникли проблемы во втором трубоэлектросварочном, вновь временно возглавлял его коллектив. В ТЭСЦ-3 в очередной раз поспел к началу реконструкции.

— Напомните о главном в ней.

— Изначально намечалась реконструкция линии стана. А вылилось в полную модернизацию, по сути дела, во второе рождение цеха. Строительство началось в мае 2012-го. Сейчас изучаем новое оборудование, осваиваем технологию. А еще раньше был построен и пущен в эксплуатацию новый участок термообработки. Освоено производство муфтовой заготовки для пятого трубоэлектросварочного. Но это только первый этап! В ходе второго модернизируем транспортную линию до термоотдела и второй части отделки. А будет еще и третий!

— Надо полагать, что при таких «вводных» продолжительность Вашего рабочего дня ощутимо превышает «стандартную». Что компенсирует изрядную нагрузку?

— Чувство непосредственной причастности к делу очень интересному с инженерной точки зрения, определяющему дальнейшую судьбу цеха, завода и опосредованно — города. А если проще, то так: делать трубу, это — мое, родное! А своя ноша, как говорят, не тянет.

Большая часть трудовой биографии сопряжена с третьим трубоэлектросварочным. Каким он был в самом начале и каким стал сейчас — «небо и земля»! Мы имеем дело с самым современным, подчас уникальным оборудованием. Потому уже на первом этапе модернизации я остро ощутил, насколько решение задачи уменьшения простоев зависит от качества инженерно-технического персонала. И мы стали более плотно заниматься поиском хорошо образованных, технически эрудированных инженеров, программистов и автоматчиков.

К счастью, ряд специалистов из числа призванных за два-три года не только оправдали надежды, но и во многом их превзошли. Вообще сейчас замечательное время для тех, кто увлечен своей профессией, постоянно занимается самообразованием.

— Наслышаны, что в молодости, Вы много занимались спортом. Какому именно виду отдавали предпочтение?

— Играл в юношеских, а затем основных составах «Металлурга» как хоккейного, так и футбольного. В составе последнего был чемпионом области, обладателем кубка. И даже стал лучшим бомбардиром. В основном составе заводской команды принимал участие в розыгрыше первенства области по хоккею с шайбой. Занимался легкой атлетикой: бегом и прыжками в высоту. Стометровку пробегал (в кирзовых сапогах!) за 11 с небольшим секунд. Неоднократно покорялась планка в 1,95 м. Плюс велосипедный спорт. Неплохо получалось. Гонялся с Юрием Бариновым, Сергеем Сухорученковым, бывало до Горького на велосипеде ничего особенного! К сожалению, сегодня очень редко удается не то, что выбраться на футбольный матч, просто посмотреть телевизионный репортаж…

— Догадываемся, что на сидение перед телевизором у Вас времени и сил остается мало. Каков выбор?

— Действительно, времени на это недостает. Но если все-таки выбираю, то предпочитаю два главных канала. Оптимально — хорошее спортивное зрелище. А фильмы предпочитаю старые.

— Есть ли еще непреходящее увлечение?

— Я построил дом по собственному проекту. Мне доставляет удовольствие постоянно что-то совершенствовать. Привлекаю к этому детей и внуков. Последних особенно. Чтобы вырос хороший человек, с нормальным восприятием мира, он с детства постоянно должен помнить, что многое еще предстоит сделать… Так что когда выдается полноценный выходной, сразу извещаю об этом своих ребят, чтобы провести его всей семейной «командой».

— Что Ваше сердце радует, а что тревожит?

— На протяжении уже десяти лет в апреле семьей мы ездим в Астрахань на рыбалку. Обязательно посещаем Волгоград, Мамаев курган, дом Павлова. Возлагаем цветы к вечному огню. Это — по требованию сердца! Преисполняешься гордостью за народ и страну, которые смогли победить фашизм.

Тревожит то, что экологические проблемы, в том числе и в нашем городе, нарастают, как снежный ком. Доходы выксунцев заметно увеличились. Автомобилизация фантастическая! А человек на колесах стремится при первой возможности вырваться за пределы города. И что там видит? Шумные компании, море пива, нецензурная брань, масса пластика, стекла и другого мусора.

Обязательный инвентарь в наших семейных походах в лес, в луга, к реке — грабли, лопата, мешок для мусора. У меня есть задумка: собрать отряд экологов-добровольцев и пройти с ним по побережью Верхнего пруда. При достаточной массовости даже разовая акция может дать ощутимый результат.

— Полагаете, ситуацию можно улучшить?

— Должны постараться. Хочется, чтобы потомки жили в экологически чистой среде. Во всяком случае, детей-то обязаны приучить вести себя цивилизованно.

— Спасибо за беседу. Примите наши искренние поздравления!

Игорь Пчемян

Газета «Выксунский металлург» от 2012 года