Сёмочкины: Один день знакомства и… 50 лет вместе

Любовь с первого взгляда… Кто-то категоричен и считает, что её нет. Кто-то уверен, что есть, вот только редко кому даётся испытать это чувство и тем более пройти по жизни вместе с тем, с кем когда-то свёл случай. Так получилось у супругов Сёмочкиных. Они пронесли свою любовь с первого взгляда до конца жизненного пути, на котором было много всего: испытаний и потерь, удач и счастья. А они — две половинки одного целого, вместе преодолевали «чёрные» полосы и радостно шагали по «белым», всегда рядом: он — большой и сильный, она — маленькая и нежная.

Анна

Есть во Владимирской области село Урваново, именно там в 1920 году в семье Базиных, в которой уже были сын и две дочки, появилась третья — Аннушка. Малышка отличалась покладистым характером, а позже и стремлением учиться. Родители одобрили её решение стать медсестрой. Так Аня оказалась и Павлове, где поступила на фельдшерско-акушерские курсы, а в августе 1938 года начала рабoтать в районной больнице. Здесь её и застала война.

Анну перевели хирургической медсестрой в эвакуационный госпиталь №1908 Наркомздрава. Ездила за ранеными на пункт доставки с фронтовых госпиталей, насмотрелась всякого: молодые ребята в пропитанных кровью бинтах, искалеченные тела. Аня, как и весь медперсонал госпиталя, валилась с ног от усталости, но короткая передышка на сон и опять страшные раны, перевязки, уколы, стоны и крики о помощи…

Наконец война закончилась, госпиталь расформировали, и Аня вернулась в Павловскую больницу, но уже медсестрой детского отделения. К тому времени был и молодой человек, который сделал ей предложение. Дело шло к свадьбе, и начались сборы нехитрого приданого.

Александр

Он одного года рождения со своей Аннушкой, но его малая родина — Ардатов. Детство закончилось в 11 лет, когда не стало отца, и Александр уехал в Москву, где уже обосновалась одна из старших сестёр. Поступил на арматурный завод учеником слесаря. Затем работал слесарем на шарико-подшипниковом заводе. Там он увлёкся футболом, который стал его страстью на всю жизнь. В 1937 году Александр переехал в Выксу, где жили его мама и четыре брата, устроился в вилопрокатный цех ВМЗ. Один из братьев, Владимир, играл в местном футбольном клубе «Металлург», а младшего Сёмочкина приняли в команду-дублёр. Но в 1940 году он уже был в основном составе, так как проявил себя как яркий нападающий. В октябре того же года призвали в армию, служил в Забайкальском военном округе, в 22-й кавалерийской дивизии.

Здесь ефрейтор Александр Сёмочкин и узнал о начале войны. Его перевели в артполк 61 танковой дивизии, был участником войны с Японией. Служба продолжалась до 1946 года. Он по-прежнему играл в футбол: в 1945-1946 годах в команде 17-й армии, затем в сборной 12-й воздушной армии (сильнейшей команде Хабаровска). Военные заслуги Александра Фёдоровича отмечены орденами Великой Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими, но ему больше душу грели спортивные достижения в мирное время.

В 1946 году он вернулся в Выксу, ещё не зная, что совсем скоро его жизнь в один день круто изменится.

Семья — это ты, я и дочки

Александр жил вместе с мамой Натальей Семёновной, а по соседству брат Володя с молодой женой Верой. Как-то мама попросила сына сходить к родственникам: пироги хотела испечь, а дрожжей маловато оказалось. Молодожёнов дома не застал, они были в гостях у родителей Веры, которые тоже жили рядом, в частном доме. Александр туда и отправился, поднялся по ступенькам, распахнул дверь и… увидел её: невысокую, ладную, черноглазую, с модной стрижкой. В комнате шёл оживлённый разговор, и девушка вместе с другими весело смеялась. У Александра ноги стали ватными, горло перехватило, но он быстро взял себя в руки (помогло умение собираться и концентрировать внимание на поле) и бойко поздоровался.

Их познакомили, оказалось, что Аня вместе с мамой приехала в Выксу на базар за приданым — перину хотели купить и что-то ещё по мелочи. А матери Анны и Веры — родные сёстры. Вот вам и шутка Гименея: Александр с первого взгляда влюбился в двоюродную сестру жены своего брата. Как позже вспоминала ту неожиданную встречу Анна Васильевна, она тоже сразу влюбилась, но даже мысли допустить не могла — её же жених в Павлове ждал! Как же быть? Аня точно знала одно: той свадьбе не бывать, не сможет она играть роль счастливой невесты. Старшее поколение родственников продолжило оживлённую беседу за чаем, а молодёжь отправилась в кино. Если бы знали старшие, какая новость их ждёт. Аня вернулась с прогулки какая-то задумчивая и рассеянная, о чём её ни спросят, отвечает невпопад. Пелагея Матвеевна заволновалась: уж не заболела ли дочка? Всё прояснилось на следующий день. Утром пришёл Александр, пригласил девушку прогуляться по городу. Они вернулись ближе к вечеру и сообщили, что расписались. Пелагея Матвеевна только руками всплеснула: «Батюшки, Нюра, что же мы жениху-то скажем!» Правду!» — такой решительной мама её ещё никогда не видела.

Так началась история семьи Александра Фёдоровича и Анны Васильевны Сёмочкиных. В 1947 году у них родилась первая дочка, которую сообща решили назвать Наташей в честь мамы супруга. Они всегда жили вместе с ней, и Наталья Семёновна была хранителем семейного счастья сына и очень заботливой бабушкой. Ведь в молодой семье через четыре года появилось пополнение — бойкие двойняшки Люба и Надя. Папа в дочках души не чаял.

Александр Фёдорович вообще очень любил детей, скольких мальчишек он уберёг от скользкой дорожки и привёл в футбол! В Выксе помнят этого очень жизнерадостного человека, нападающего, а позже играющего тренера команды «Металлург». В честь него проводится юношеский турнир по футболу.

И у Анны Васильевны вся трудовая жизнь, которая прошла в Выксе, была связана с детьми, только новорождёнными. Она до пенсии работала в роддоме, много лет была медсестрой, выхаживала недоношенных малышей. В то время не было специального перинатального оборудования, поэтому его заменяли профессионализм, ответственность, чуткость и доброта вот таких медицинских сестёр, как Анна Васильевна. Не одно поколение выксунцев они заботливо приняли в свои руки и выходили.

В их доме всегда царила атмосфера тепла, добра и уюта. Здесь было спокойно и надёжно, сюда хотелось приходить, поэтому большая родня собиралась у Сёмочкиных за праздничным столом. Обычно Александр Фёдорович его и готовил. На это он тоже был большой мастер. Родные до сих пор вспоминают его котлетки с картошечкой да славную ушицy из рыбки, что сам наловил. Рыбалка — ещё одна его страсть. Александр Фёдорович ушёл из жизни первым, и его Аннушка сразу как-то потухла, словно крыльев лишилась. И тихо покинула этот мир следом за своим суженым.

Татьяна Щукина

Газета «Выксунский рабочий» от 2017 года