Сергей Захаров: «Потолок у «Металлурга» должен быть выше»

Сергей Захаров – коренной выксунец. Играя в «Металлурге» и учась в институте имени Лесгафта на отделении футбола он стал тренером родной команды в 1975 году, которая выступала по второй группе первенства области. Уже в следующей году команда вошла в первую группу и, несмотря на пророчестве что-де это ненадолго, прочно обосновалась в ней. У скептиков были основания: в фаворе был «Авангард», возглавляемый Валентином Шемановым, все лучшие выксунские футболисты были там. В «Авангарде» создавались неплохие условия. За машиностроителей выступали дзержинцы Жунин, Кузин, Казачинер, Антоновский, из «Металлурга» перешли Горбенко, Сорокин, Полозов.

Новый тренер сделал ставку на своих, игроки подбирались, прежде всего, по бойцовским качествам. Костяк составили Попов, Трусилин, Муратов, пришли в команду совсем молодой Гроздов и другие футболисты, которых хорошо помнят болельщики. Началась кропотливая работа, особенно с молодыми футболистами. Результаты не замедлили сказаться, но об этом, как сейчас принято говорить, из первых рук.

— Сергей, «Металлург» сейчас переживает не лучшие времена. Ты пристально следишь за командой. В чем причина неудач?

— Во-первых, у команды должен быть перспективный план на 3-5 лет.

— Прости, перебью. Если бы ты вновь у руля команды, ты поставил бы иные цели.

— Конечно. Потолок у «Металлурга» должен быть выше. Иначе зачем выходить на поле и разочаровывать своих болельщиков. Из третьей группы команда обязана перейти по вторую, а затем шагнуть ещё выше. Игрок просто психологически не будет стремиться расти в мастерстве, если будет знать, что выше первого разряда ему все равно не шагнуть. Нужна планомерная работа, особенно с резервом.

— Но насколько мне известно, с юными футболистами занимается Виктор Денискин, другие тренеры.

— … И каждый готовит ребят на свой лад. Есть спартаковская школа футбола, есть динамовская, у нас должна быть своя, которая бы исповедовала единые концепции.

— Ты считаешь, что мы должны быть не хуже больших городов?

— А почему? Надо создавать свои спортивные традиции. Я всячески поддерживаю инициативу Александра Вздышкина по созданию выксунской школы женского волейбола, где с резервом работает заслуженный тренер России Юрий Пастухов. Считаю, что у нас сложилась своя школа самбо, возглавляемая заслуженным тренером России Виктором Егрушовым. Прекрасные традиции у велоспорта, возглавляемого Евгением Крупиным и Станиславом Шлоковым. Этот вид спорта вновь пошел в гору. Так, чем же хуже футбол — самый зрелищный вид спорта в мире?

— Ты сторонник восхождения по ступеням мастерства за счет своих воспитанников? А пример, настоящий пример, привести можешь?

— Даже на международном уровне! Голландский «Аякс» выступает с блеском за счёт своих «звёзд». Хочу, чтобы и Выкса пошла по этому пути. Можно привезти «варягов» на какое-то время, чтобы они подали пример молодым, но ведь это только на время, Нужно создать систему воспитания молодых футболистов, которые корнями приросли к своему родному городу.

— «Металлург» выиграл первенство области в 78-м году, когда выступали такие классные команды как горьковский «Радий», кстовский «Нефтяник», дзержинский «Уран». Это были команды по своему мастерству не те, что сейчас выступают в областном чемпионате. По крайней мере, мне так кажется.

— Верно. На «области» пыталась в последнее время выступать команда пос. Дружба, которая затем распалась. При стадионе «Авангард» Саша Шемяков пытался сколотить команду, но сделал всё практически неправильно, поступив по принципу на безрыбье и рак рыба, взяв вместо молодежи стариков. Ну что скажите, во вновь возрождаемой команде делать ветерану — в полном смысле слова — Саше Зайцеву? Или Виктору Денискину? Уже в силу своих возрастным и, следовательно, спортивных кондиций они ничему не могли научить молодежь. Футбол стал другим.

— Однажды мне пришлось стать свидетелем, как за игроками этой команды буквально ездили по домам, чтобы выступить в очередном матче…

— Дисциплина — это ещё один краеугольный камень. Недаром в футболе говорят, что порядок бьет класс. Немцы, исповедуя это правило, ниже призовых мест не опускаются.

— Но в Европе сейчас особенно сильны итальянцы.

— Это за счёт подбора игроков со всего мира. Итальянцы очень хорошо поняли, что футбол сплачивает нацию, собирая стотысячные стадионы. У нас же за рубеж уехали Онопко, Кульков из «Спартака» буквально в последнее время. Не говорю о других…

— На твой взгляд, в «Спартаке» был раздор, которого ни одной команде не избежать? Ибо ушел и главный тренер Олег Романцев…

— Никоим образом. Романцев очень опытный тренер, недаром ему поручено возглавить сборную Россию, но совмещать такие обязанности крайне тяжело. Игроки же, отдав «Спартаку» лучшие годы, уехали с лёгкой душой: растёт прекрасная молодежь, — и нужно дать ей дорогу.

— Ой, ли? А материальная сторона?

— Твердо знаю, что Онопко получал 40 тысяч долларов и месяц в «Спартаке» — это, по нашим меркам, огромные деньги. Юран за рубежом заключал контракт всего на полгода — считаю, ему просто дали отдохнуть, ибо нагрузки в «Спартаке« всегда были огромны.

— Ты думаешь, в выксунском футболе возможно все это совместить: повышение мастерства, дисциплину игровую и бытовую, подбор своих классных игроков и материальную заинтересованность?

— Только в комплексе. «Металлургу» за выигрыш дополнительно платили по 400-500 тысяч рублей, но команда не хотела их заработать.

— Кто же в наше время отказывается от денег? Может, тут другая причина?

— Завод готов был платить. Среди руководства АО «ВМЗ» есть люди, которые прекрасно понимают значение футбола не только для предприятия, но и для всего города. Это начальник отдела кадров Анатолий Лавренюк, начальник КПЦ Сергей Королёв, начальник от дела ОНОТ Юрий Лебедев, помощник директора завода Александр Балашов. Но команда в позапрошлом году еле-еле таскала штаны, занимая последнее место. Возник вопрос о замене тренера. Я предложил кандидатуру Константина Малинина, шесть воспитанников которого играют в высшей лиге Украины и выступавшего в своё время на «Союзе» за класс «Б». Первое, что он увидел, приняв команду, ребята даже размяться не могут правильно, физически не готовы, растренированы.

— Он стал их, естественно, нагружать…

— И тут возникло противодействие. Причем, в лице недовольных оказались председатель коллектива физкультуры завода Николай Мингулов, бывший тренер команды Евгений Попов, замдиректора завода Игорь Сидоров. Сидоров прямо говорил, что не надо нам здесь «чужого», хотя команда дошла до критической точки. Костя Малинин, наш земляк, между прочим, приехал работать с душой, ибо в интригах искушён никогда не был.

Вторым тренером оставили «обиженного» Евгения Попова, что тоже не способствовало оздоровлению в коллективе футболистов. Больше своих мыслей по этому поводу не буду навязывать… Но команда, это факт, не захотела трудиться.

— То есть, до сих пор судьбу спорта определяют несведующие чиновники. Но мы привыкли любить футбол, ходить на матчи, болеть, общаться, в конце концов, меж собой…

— Футбол любят за красоту, за техничность, за мысль. В Выксе, к сожалению, в последние годы это утеряно.

— Давай немного отвлечемся от грустного. Как ты относишься к женскому футболу?

— Давно уже играют датчанки, итальянки, шведки, финки, появились наши, российские команды. Иногда там такие красивые голы забивают, что и в мужских первенствах не увидишь.

— Футболистка первой лиги эти национальных команд обыграли бы «Металлург»?

— Просто «разметелили» бы. Там настоящий класс.

— А будущее, на твой взгляд, за каким футболом?

— За африканским. Природа наделила негров удивительными качествами: быстротой мышления на поле, огромным физическим потенциалом и душевным оптимизмом.

— Ну, а то, что не дано природой, можно воспитать?

— Нужно увидеть в мальчишке футбольные задатки.

— Но как. Ты мне рассказывал, что Саша Шемяков, когда пришел к тебе в старый спортивный зал ДК Лепсе, не мог правильно бить по мячу, бегать, прыгать. А за Мишей Гроздовым пришлось два года ходить и упрашивать, чтобы он серьезно занялся футболом. Но затем эти ребята по уровню были играть в любой команде мастеров.

— Кроме прочих данных, нужно увидеть в ребятишках желание. Все эти качества видны уже лет в десять. С Францем Беккенбауером был заключен контракт на будущее в двенадцать лет. Его уже видели. Родители знали будущее Маттеуса, Клинсмана, ибо получали за их талант деньги. Но у нас сейчас сработать должны не деньги – которых, увы, нет, — а педагогический дар наставника. Тренер, прежде всего, — педагог.

— А практически это как?

— У команды должна быть дна тренерская установка, но у тренера — индивидуальный подход к каждому.

— Новый тренер «Металлурга» Михаил Бекетов, на твой взгляд, отвечает этим требованиям?

— Очень трудно судить. Он играл немного в футбол за «Авангард», затем уехал из города. По данным из области, судил хоккей с мячом и вновь подал заявку на судейство.

— Какой же смысл?..

— У руля останется удобный для руководящей спортом администрации завода Евгений Попов, а прикрывать его будет «подставка».

— Ты можешь это подтвердить фактами?

— Надо будет — даже документами.

— Куда же делся Константин Малинин?

— Закончился сезон. В декабре председатель коллектива физкультуры Н. Мингулов предложил подать заявление на расчёт, мотивируя тем, что тренеры футбола и спортсмены будут отбираться отныне не по контракту. Директору завода доложили о заявлении лишь Малинина (я готов ответить за свои слова). Аркадий Андреевич, учитывая его семейные обстоятельства, так было объяснено спортивным руководством, заявление, естественно, подписал). Так был отстранен человек, который всю жизнь посвятил футболу. Умный, грамотный, порядочный, не научившийся одному в жизни – противостоять интригам. Может быть, для него это и к лучшему.

— Вернемся опять к прошлому. Под твоим руководством «Металлург» не только стал чемпионом, но и впервые выиграл кубок области, стал финалистом кубка Поволжья в Коломне. И вдруг тренера уволили.

— Цель была уже тогда: войти во вторую лигу первенства России. Я работал, старался, как мог. Начались финансовые придирки недоброжелателей. Допустим: почему команду покормил на 1 р. 90 коп., а не на два рубля 50 коп., как положено? Так, ведь, отвечаю, на остальные 60 копеек я покормил судей — на это, между прочим, сейчас деньги закладываются в смету. Бесконечные анонимки и проверки поставили меня под такой психологический невыносимый прессинг!..

— Каким ты видишь футбольный клуб «Металлург»?

— Это три-четыре хорошие юношеские и молодежные команды, из-под которых играет основной «Металлург». У клуба своя база и спортинвентарь, своя коммерческая структура. Обязательна пропаганда футбола, его достижения и недостатков, через прессу.

— Почему же, все-таки, арзамасское «Торпедо» играет в первой лиге первенства России, поднимая престижа: своего завода и города Мы не сумеем, что ли?

— Нужно отпросить личную неприязнь, какие-то амбиции, заняться, в конце концов, делом.

Михаил Пименов

Газета «Провинциальная хроника» от 1996 года