Алексей Косоногов: «Из Выксы – в Бордо»

В своем первом интервью «Спорт-Экспрессу» в ранге главного тренера молодежной сборной России Валерий Гладилин отметил, что собирается привлечь в свою команду 17-летнего нападающего из французского «Бордо» Алексея Косоногова. Российскому болельщику это имя пока ни с чем не говорит, хотя уже в 15 лет Алексей выступал за команду третьего дивизиона нашего чемпионата. Юного легионера мы разыскали в родной Выксе — 80-тысячном городке Нижегородской области. Через день ему предстояло вновь отправляться в далекую Францию.

— Алексей, расскажите, где и как начиналась ваша футбольная карьера?

— В Выксе, в дубле местного «Металлурга» у Виктора Денискина и Михаила Спирина. Однажды мы играли с нижегородской «Электроникой», и после этого матча ее тренер Владимир Зиновьев сделал мне предложение перейти в его команду. Я согласился, все-таки в Нижнем Новгороде уровень подготовки футболистов повыше, а мне хотелось расти. Выступали мы тогда во всероссийских юношеских чемпионатах, турнирах.

— Но вы успели «засветиться» и на профессиональном уровне, мелькнув в выксунском «Металлурге».

— Да, мне тогда было 15 лет. Два раза выходил в матчах чемпионата России. Первая игра тяжело далась, вышел на поле — растерялся, все-таки непривычно было против опытных мастеров играть. А вот во втором своем матче действовал уже спокойнее. Однако в «Металлурге» я не задержался, не понравилось мне в нем, не все устраивало. К тому же я понимал, что для роста необходима игровая практика. Поэтому меня больше устраивала «Электроника», чем скамейка запасных «Металлурга».

— А когда вы впервые получили приглашение в юношескую сборную России?

— Два года назад, будучи игроком «Электроники». В составе сборной выезжал в Италию на международный турнир, где меня признали лучшим игроком. После этого в сборную попадал еще не раз, только в прошлом году трижды вызывали. Участвовал в отборочных играх чемпионата Европы, в малом чемпионате мира во Франции, в товарищеских матчах с Аргентиной и Уругваем. А недавно мы вернулись с международного турнира в Израиле, где участвовало несколько
сборных. Я забил там пять мячей и стал лучшим бомбардиром.

— В свое время ходили слухи, что вас приглашает московский «Спартак».

— Года полтора назад наставник нашей сборной Александр Пискарев порекомендовал меня «Спартаку». Тренеры-селекционеры этого клуба понаблюдали за мной и пригласили на просмотр. Месяца три-четыре я выступал за вторую команду «Спартака» в различных турнирах, правда, в чемпионате России не играл. Затем уехал в Литву.

— Что повлияло на отъезд?

— Дело в том, что в 1998 году Пискарев возглавил клуб «Кареда» из города Шауляй, и пригласил меня к себе. Я сам хотел быстрее уехать из России, чтобы в дальнейшем оказаться в каком-нибудь сильном зарубежном клубе. Мне сказали, что на Запад легче уехать из Литвы, вдобавок «Кареда» выступала в Лиге чемпионов. Мы играли со словенским «Марибором», но дальше предварительного этапа не прошли.

До поры до времени мне нравилось в «Кареде». В зависимости от ситуации я выходил и в стартовом составе, и на замену. Мы даже стали чемпионами Литвы. Вообще, литовский период оказался для меня весьма полезным, удалось прочувствовать на себе мужской футбол, научился действовать в более жесткой манере, да и с игровой практикой проблем не было. Но в середине прошлого сезона я уехал из Литвы. Три месяца не платили зарплату, я собрал вещи и отправился в
Нижний Новгород, снова в «Электронику», которая с прошлого сезона выступала в третьем российском дивизионе.

— А другие варианты были?

— Можно было поехать в эстонскую «Флору», а также на просмотр в швейцарскую «Лозанну», во Францию. Год назад я впервые оказался в «Бордо» с подачи моего агента Константина Сарсания. Меня посмотрели на играх малого чемпионата мира и пообещали вновь вызвать через год. Я решил больше не искать других вариантов, поэтому и поехал в «Электронику».

— А почему не в родную Выксу? Ведь «Металлург» выступает рангом выше.

— У меня не сложились отношения с руководством команды. В свое время подписал контракт с «Металлургом», и мне постоянно напоминали, что все права на меня принадлежат выксунскому клубу. Собирались разобраться, по какому праву я оказался в Литве, пробуюсь без их разрешения в других клубах. От всего этого остался очень неприятный осадок, поэтому когда в 1998 году мне предложили возобновить контракт с «Металлургом», я отказался.

— Наверное, после высшей лиги чемпионата Литвы вам неинтересно было играть в третьем российском дивизионе?

— Почему же? Я просто преследовал определенную цель — быть в игровой форме. Меня продолжали вызывать в юношескую сборную и предстоял очередной вояж ва Францию. Поначалу я предлолагал, что буду только тренироваться с «Электроникой», но мне предложили поиграть и в десяти матчах чемпионата. Я сыграл, и мне удалось забить четыре мяча.

— А по окончанию сезона вас ждала Франция?

— Это я ждал звонка оттуда, и дождался. В ноябре отправился в «Бордо». Просматривали меня в составе второй команды в товарищеских матчах и двусторонних играх. Но так как дозаявки в чемпионате Франции разрешены только после первого этапа, то я вынужден был вернуться в Россию. И только перед Новым годом вновь отправился за границу. Прошел обследование и начал тренироваться с основным составом и участвовать в двусторонних матчах уже первой команды.

— Не страшно было выходить на поле с такими «звездами», как Вильторд, Мику?

— Первый раз, конечно, растерялся. Все-таки оказался в компании таких известнейших футболистов! А потом втянулся, привык. Две недели ко мне приглядывались, все сложилось удачно, в каждой «двусторонке» получалось забивать, и мне предложили контракт. Главный тренер «Бордо» Эли Боп объяснил мне, что в ближайшие полгода я буду играть за вторую команду, которая участвует в чемпионате Франции среди фарм-клубов, а когда мне исполнится 18 лет, со мной уже подпишут профессиональный контракт. Поэтому можно сказать, что пока я тренируюсь и играю за дубль. В чемпионате Франции провел один матч — забил один гол и сделал одну голевую передачу.

— Как отнеслись «звезды» «Бордо» к появлению молодого парня из России?

— Нормально. Никакого превосходства надо мной они не показывают, здороваются за руку, как и со всеми. Напротив, постоянно интересуются, откуда я приехал, где жил, где играл? С такими вопросами ко мне подходили и Ласланд, и Вильторд, и Мику, и Филипп…

— Вы играете в атаке. В тренировочных играх не приходилось забивать с передач Вильторда или ему с ваших?

— Пока нет, хотя в одной команде мы уже играли. А вот с передачи Мику я уже забивал.

— Что наиболее запомнилось в «Бордо»?

— Много. Тренировки совсем другие, более интенсивные. Много упражнений, направленных на резкость движения, на выносливость и на технику исполнения. Мне просто повезло, что ранее я тренировался у Пискарева. Александр Михайлович в свои тренировки вносит элементы современного европейского футбола. Поэтому кое с чем я уже был знаком. В команде царит строгая дисциплина. Все вопросы решаются мгновенно и на профессиональном уровне. Конечно, поразило высокое качество полей, на которых играем и тренируемся.

— А где живет русский легионер?

— На базе мне выделили в индивидуальное пользование одноэтажный домик. На одного, никто, кроме меня, в нем не живет.

— Существует ли языковой барьер?

— Есть, конечно. Общаемся немного по-английски, немного по-французски, немного жестами — как получится. Сейчас клуб нанял для меня учителя французского языка, занимаюсь.

— Как оцениваете свои перспективы в «Бордо»?

— Пока трудно сказать… Многое прояснится в ближайшие три месяца, а течение которых я должен проявить себя. Ведь в марте мне предстоит перезаключать контракт.

— Очевидно, возвращаться в Россию желания у вас нет?

— Пока нет. Сейчас ставлю перед собой другую цель — заиграть и попасть в основу Бордо». Хотя жалею, что не оказался в «Спартаке», о котором всегда мечтал. К сожалению, в свое время «Спартак» не проявил ко мне серьезной заинтересованности, и я вынужден был заняться поисками другого клуба.

— Новый главный тренер молодежной сборной России Валерий Гладилин намерен попробовать вас в своей команде. Вы знаете об этом?

— Да, на днях он звонил и подтвердил, что я вхожу в круг кандидатов. И попросил не расслабляться. Честно говоря, для меня было неожиданностью, что меня хотят привлечь в сборную более старшего возраста. Конечно, недо больше работать и постараться, чтобы подобные приятные неожиданности возникали и впредь.

Александр СУХОВ, Выкса — Нижний Новгород

Газета «Спортивный эксперт» от 24.01.2000

Новый главный тренер молодежной сборной России по футболу Валерий Гладилин, известный по работе в столичных клубах «Спартак» и «Динамо» намерен в ближайшее время привлечь в команду для просмотра 18-20 летних футболистов, ранее не приглашавшихся в молодежку. В частности, Гладилин в одном из своих интервью отметил, что будет просматривать, по его мнению, неплохого форварда Алексея Косоногова. Свою игровую карьеру этот 18-летний нападающий начинал в Выксе, и уже в 15 лет играл за местную команду мастеров «Металлург». Затем перспективный юноша уехал в Литву, где защищал цвета «Кареды». В прошлом году Косоногов вернулся в родные края, играл за сормовскую «Электронику» в третьем дивизионе первенства России, а по окончании сезона уехал за рубеж. Сейчас воспитанник выксунского футбола принадлежит известному французскому клубу «Бордо» и выступает за дублирующий состав этого клуба. В трех проведенных играх Косоногов успел дважды поразить ворота соперников.

Газета «Спортивный эксперт» от 17.01.2000

Гладилин называет кандидатов

Главный тренер молодежной сборной России огласил список кандидатов, которые в феврале отправятся на первый сбор команды в Бельгию. Среди них два нижегородца — полузащитник «Локомотива» Петр БЫСТРОВ и нападающий французского «Бордо» Алексей КОСОНОГОВ, заключивший на днях долгосрочный контракт с французским клубом.

Газета «Спортивный эксперт» от 31.01.2000