Виталий Аралин стал героем пензенской телепередачи

В гостях пензенской программы «Дневник ПФФЛ» побывал воспитанник лунинского футбола Виталий Аралин.

— Виталий, твоя карьера богата на события и команды.

— Путь получился тернистый. Начинал в поселке Лунино, любовь к футболу прививал отец. Потом стал ходить на стадион, записался в лунинскую ДЮСШ. Первый турнир был в Заречном, где мы сразу получили 12 голов. На следующий год — уже 5. Затем выиграли районный «Кожаный мяч», но на юг, на финальный турнир, не поехали из-за денег.

Началось все завязываться. Отец стал возить в пензенский «Зенит» к тренерам Владимиру Алексеевичу Силищану и Александру Владимировичу Володину, царствие ему небесное. Очень хорошие тренеры. С пензенскими ребятами было тяжело конкурировать. Даже сейчас, если ты приходишь в 8 и в 12 лет – пропасть приличная. Я не был лидером долгое время, только в выпускной год стал чаще играть. Мы выступали на область и первенство России. Тогда меня и еще одного парня пригласили на просмотр в академию «Лады-Тольятти», но я растерялся и шанс упустил.

— Была разница между Тольятти и академией Коноплева?

— Уровень космический. Академия Коноплева только строилась. Мы проиграли 1:8 или 2:8. У нас ребят набирали, а у них отбирали.

— Сразу был взрослый «Зенит» или что-то еще?

— Съездив в Тольятти, на меня вышли руководители «Строителя» (будущего «Дорожника»). Предложили условия, не финансовые, а с учебой, еще с чем-то. Естественно я выбрал «Строитель». Команда по меркам области приличная. Три сезона отыграл за «Строитель». В первый год меня взяли на перспективу, я маловато играл. Во второй год уже более-менее, в третьем сезоне я стал чемпионом области, лучшим бомбардиром и нападающим. Именно по этой причине меня взяли в «Зенит». Мне тогда было 19 лет, забил 21 мяч.

— Потом «Зенит» Пенза.

— Сыграл два сезона. В первом сезоне в ПФЛ я сыграл за 20 матчей 100 с небольшим минут: заменки, подзаменки. Второй сезон в КФК. Ожидал больше игровой практики — аппетит приходит во время еды. Думал, в первом сезоне освоюсь, а во втором буду больше играть. Но практики было критически мало. Я принял решение с нашим «Зенитом» расстаться.

— Кто играл в том «Зените»?

— Олег Федоров, Олег Щеткин, Александр Горбатов, Алексей Балаган и другие. Мне импонировало, как Щеткин играет, смотрел на него, какие-то моменты для себя отбирал. Я его учить не могу, он сам все умеет, сам все знает, молодым ребятам у него можно многому научиться, хоть сейчас возраст берет.

— Ты уехал в «Волочанин-Ратмир» в ПФЛ. Как было там?

— В игровых моментах было хорошо, а в бытовых — сложно. Город Вышний Волочек находится в тысяче километрах от дома, между Санкт-Петербургом и Москвой. Зона «Запад». Городочек такой захудалый, на трассе, нет никаких мест. Это 2010 год. Я молодой парень, мне хочется тоже развеяться, от футбола отдохнуть.

Мы играли с «Торпедо-ЗИЛ», там тренер Канчельскис, «Локомотивом-2», там известный футболист Дроздов, в «Торпедо» Владимире играл Вязьмикин. Я забил 8 мячей, карьера пошла в гору. Чего мне хватало здесь — получилось там. Сначала уступал немного ребятам, но во втором круге играл все игры по 90 минут. Мной заинтересовались многие команды, хотя агента у меня никогда не было.

— Отсутствие агента — это плюс или минус?

— Думаю, минус. Должен быть человек, который тобой руководит, подсказывает.

— Какое предложение ты выбрал?

— Было три тропинки: тверская «Волга», ивановский «Текстильщик» и московский «Локомотив-2». В Твери назначили тренера из Волочка Виктора Викторовича Демидова. Я этот вариант сразу отсек, потому что во мне были заинтересованы более серьезные команды.

Иваново очень сильно хотело, а «Локомотив-2» еще сильнее. Съездив в Москву и посоветовавшись с отцом, решил — надо съездить в Москву. У «Локомотива-2» была задача выхода в ФНЛ, мы играли в зоне «Запад». У нас был возрастной известный вратарь Алексей Поляков и Владимир Свижук. Основной костяк — 21-22 года, команда молодая, но обученная.

— Это пик твоей карьеры?

— Когда я приехал, то увидел уровень Премьер-Лиги. Отношение к игроку серьезнее. Ты закашлял — тебя сразу отстраняют от тренировок. Футболист должен приносить пользу и играть на максимуме. Холят и лелеет тебя. И игра, конечно, фантастика! Для меня на тот момент деньги были не главными. В этом возрасте надо заработать имя, чтобы оно потом работало на тебя. Хотя бы на уровне второй лиги.

Я неплохо играл: 34 матча, 6 голов. Приехал в Пензу, и 10 декабря беда случилась — на мини-футбольном турнирчике сломал ногу. А 12 декабря у нас уже сбор в Москве, куда я прибыл со сломанной ногой. Я немножко приврал, сказал, что бежал кросс и неудачно наступил. Отправили лечиться домой. Потом я восстанавливался после травмы вместе с братьями Миранчуками. Алексей там был, они как раз с Джикия ровесники, на несколько лет младше меня.

Вернулся без гипса в «Локомотив-2» в феврале. Сменилось руководство – Смородская уволила всех, даже администраторов. Устроила для нас собрание – пообещала, что за нами будут следить. Из тех футболистов заиграл Георгий Джикия. Михаил Гащенко сейчас выступает за «Терек», Георгий Зотов – за «Крылья Советов», Павел Карасев — за «Анжи», в первой лиге много. Кто-то, конечно, закончил, были более талантливые, но травмы не позволили.

В этот момент меня вызвали и предложили искать себе команды. Никто не выгонял — просто сказали искать. На меня набросились другие клубы: предлагали, предлагали, но я травмирован, мог начать тренироваться только в марте и апреле, а тут второй дивизион, все деньги считают.

В тот момент я поступил глупо, взыграло самолюбие — меня заманила «Шексна» Череповец. Надо было остаться в «Локомотиве-2».

Я тренируюсь в Череповце – все хорошо. И за две недели до чемпионата ломаю в этом месте ногу во второй раз – весенняя часть чемпионата для меня закончилась. Рецидив! Было морально тяжело. Я не сыграл ни одной игры и уехал домой.

Вскоре Виктор Демидов пригласил в Тверь. Стал играть, а через пять туров тренера убрали, пришел другой наставник, и практики стало меньше. Сезон получился интересный – я оформил хет-трик за семь минут.

И тут Виктор Демидов принимает «Тосно» и зовет меня к себе. Цель – выход в ФНЛ, далеко пройти в кубке России. На ранних стадиях кубка играл резервный состав, а с Премьер-Лигой – основной. Кто меньше играл в чемпионате – больше играл в кубке. С точки зрения финансов было здорово, но спортсмену хочется играть. Я не из того числа футболистов, кто хочет сидеть на лавке и улыбаться. Задачу выхода решили к зиме, а весной играла уже другая команда. Из команды убрали 15 человек и набрали новых. Мне даже медаль не прислали, хотя обещали.

После «Тосно» был «Металлург» из Выксы, вторая лига, зона Центр. Этот год для меня получился хороший – родилась дочь. Дважды я хотел сыграть с «Зенитом». В Пензе сам сломался. Бежал, подколенное сухожилие у меня расслоилось, долго лечился, месяца три-четыре. Контракт с Выксой закончился. После сезона 2013/2014 я ушел, но буквально через полтора месяца «Металлург» позвал меня назад, и я вернулся.

В феврале 2015-го Выкса банкротится. Меня приглашает «Спартак» Нальчик, который хочет выйти в ФНЛ. Я пробыл с ними два сбора, но у них не получилось по деньгам, и я поехал домой. Потренировался с пензенским «Зенитом» в пятый раз и уехал в Ульяновск. Для меня матчи с «Зенитом» были принципиальные. Я хотел доказать, сейчас уже доказывать нечего, что достоин играть у себя дома и хотел играть. У меня дома была команда, друзья, родителя, а я езжу по всей России. Хочу, чтобы меня дома обнимали и целовали.

— С «Дорожником» доказал потом доказал?

— Нет, только на кубок области гол забил, но это не считается.

— Что было в Ульяновске?

— За «Волгу» весной сыграл все матчи, а летом получил серьезную травму. Две недели лежал в больнице, две операции сделал. С ахиллом у меня беда. Восстановился, а потом сломал руку. Тут чемпионат закончился. Со мной разорвали контракт, это и моя инициатива тоже.

Съездил в Крым на просмотр в «Океан», чуть-чуть побыл и поехал домой. Затем возник вариант с «Муромом» на КФК. Тут про спортивный принцип расскажу. Ребята в «Тосно» выиграли ПФЛ, вышли в ФНЛ, ребят убрали. В Муроме мы выиграли все турниры, в которых только участвовали, кубки, чемпионаты области, «Золотое кольцо». Что происходит? Из этой команды никого не оставляют. Приходит новый тренер, и все начинается заново. Мне интересно, мы спортсмены, где спортивный принцип, мы же выиграли.

— Приходилось сталкиваться с договорняками в своей карьере?

— Приходилось сталкиваться с предложениями, а так никто не участвовал.

— «Дорожник» ведь мог выиграть в этом году чемпионат?

— Да, но травмы Александр Цибизова, Михаила Нестеров, Сергея Маркова из Саранска не позволили. Не хватило скамейки. Еще пауза на ЧМ-2018 выбила из колеи. Команда была на ходу, месяц паузы, и она нас притормозила, кто-то расслабился. Даже я лично чувствовал себя по-разному. Лучше бы мы продолжали играть.

— Твой самый яркий момент и гол.

— Самый важный момент – я забил покер, играя за Волочек Пскову. Вышел на замену и сделал покер за 22 минуты. Самый важный мяч в Кубке России Смоленску за «Локомотив-2». 1:0, 1:1 и мы выиграли по пенальти.

— Может ли футболист-любитель 8х8 стать профессиональным футболистом?

— Есть шанс, если человек хочется добиться, не мечтает, а делает.

— Тебе считают одним из самых быстрых и техничных футболистов.

— Родителям надо спасибо сказать, мне уже 31 год. Ну и тренировки. Хочется долго играть, главное без травм. Жалею об одном, что профессиональные годы прошли.

— Назови лучших футболистов «Зенита».

— Новиков, Федосеев и Дмитрий Антонов. У последнего статистика была потрясающая. Александр Горбатов в «Зените» уже в 16 лет играл, потенциал был серьезный, но потом беда случилось.

Блиц:

Любимый клуб? «Барселона».
Плакал после матча? Плакал.
Месси или Роналду? Месси.
Щеткин или Стешкин в футбольном смысле? Щеткин.
Лунино или Каменка? Лунино.
Левая или правая нога? Левая, больше забивал левой ногой.