Алексей Трусилин: «Об уходе из команды никогда не думал»

В 2016-м в журнале «Кузница футбола» вышло интервью с капитаном команды Алексеем Трусилиным. 3 марта 2019 года футболисту исполнилось 44 года.

Алексей Трусилин становился чемпионом Нижегородской области в 1993 году. Затем были два чемпионских титула в третьей лиге Первенства России, успешное выступление во втором дивизионе в начале нулевых и титул рекордсмена по количеству проведенных матчей в составе «Металлурга». И в 41 год капитан является лидером команды не только на поле, но и за его пределами, а также развенчивает миф, что возрастным игрокам не место в футболе.

— Алексей, вспомни детские годы. В каком возрасте ты начал играть в футбол?

— Я начал играть в футбол в семь лет, мой первый тренер — Виктор Иванович Денискин, который до сих пор работает в клубе. Мы в основном выступали в областных соревнованиях. Запомнилась первая игра в 1986 году с «Красным Сормово», мы еще играли на запасном поле, сыграли вничью 2:2. Нижегородские клубы были сильные нас, престижно было с ними сразиться. Я выступал за детско-юношеские команды до 1990 года, пока Евгений Михайлович Попов в пятнадцать лет не пригласил меня тренироваться с основным составом.

— В детстве болел за «Авангард» или за «Металлург»?

— Я болел за «Металлург», у меня отец за команду играл. Мы болели так, что я сам лично голос срывал, говорить не мог после матча. В выксунском «дерби» «Металлург» — «Авангард» было не важно, на каких позициях находились команды. Ни один из клубов не имел явного превосходства, всегда минимальное преимущество и целый стадион народа. Интересные и увлекательными были и матчи с нижегородскими командами: «Торпедо», «Радий», «Красная Этна». На каком-то матче даже голос сорвал, приходили все старшие юноши и болели.

— С детства играл в центре обороны?

— Нет. В юношах я играл на позиции крайнего полузащитника. Да и в основной команде играл и на краю полузащиты, и переднего, и последнего защитника. Даже в 1997-1998 годах чередовал игры то в защите, то в полузащите.

— Как тебя подтягивал Евгений Михайлович Попов к основному составу?

— Никак особенно. Если сейчас в команду приходит молодой игрок, то играет и тренируются со сверстниками. Мы приходили с юношей два человека, где играли легенды выксунского футбола, такие как Александр Алексеевич Зайцев, Михаил Викторович Гроздов, одно попадание уже считалось престижным. Сейчас молодежь амбициозная пошла, то одно им не нравится, то другое. Тогда об этом не думали, что тебе что-то не нравится. Когда выдали тренировочный костюм, бутсы настоящие, после того в чем за юношей играл, радость была неимоверная. Сейчас экипировку можно легко купить, а тогда ее не было вообще. Нам в юношах форма доставалась после основы или старших юношей. У меня один год футболка была с большим вырезом на шее, когда дождь шел, она у меня слетала. Подшивали как-то, гетры были на лямках без носков, ничего — не жаловались.

— С кем из сверстников попал в основу?

— С моего 1975 года в «Металлург» никто не попал, помладше были Валерий Спирин и Валерий Никифоров, но они не закрепились, выпали сразу. До этого с командой тренировался Дмитрий Гадалов, затем старшие юноши пришли в команду: Олег Никулин, Вадим Спирин, Роман Исаев, которые сначала играли за наш дубль — выксунский «Восход».

— Учёба не мешали тренировкам?

— Иногда учёба совпадала с тренировками, но мне тренеры давали индивидуальные задания, и я самостоятельно тренировался. Очень престижно было попасть в основу, особенно когда в 1993 году сразу стал чемпионом области.

— Что тебе говорили более опытные игроки?

— Я был один молодой в команде, старшие товарищи помогали и подсказывали. Говорили, главное ничего не придумывать: отобрал и отдай ближнему, если есть силы, обыгрывай и обостряй. Никогда не ругались и не кричали, поддерживали и подбадривали. Мы соперничали с «Кристаллом» из Сергача на протяжении всего сезона, они в следующем году вместе с нами заявились в третью лигу.

В 1994 году выксунский «Металлург» впервые переступил порог профессионального футбола. Привыкала к уровню турнира команда на ходу, но неудачи позволили добиться успехов в будущем.

— Как дался переход на новый уровень?

— Мы начали выступать своей выксунской командой без легионеров. Два года было тяжело, уровень совсем другой, мы занимали места внизу турнирной таблицы. В 1996 году уже освоились, стали появляться новые футболисты из других городов, тренировочный процесс стал более профессиональным со стороны игроков и тренеров. Как итог, заняли шестое место. К нам вернулись Дмитрий Голубев и Дмитрий Гадалов, которые выступали и в высшей, и в первой лиге. Уровень становился повыше, тянутся к сильнейшим всегда легче.

— Какая была атмосфера в команде?

— Дружеская. В 1996 году много стали приезжать на просмотр. Не было такого: приезжие отдельно, выксунские отдельно, поддерживали другу друга, выходили на поле единой командой, не было никаких поблажек никому, у Попова играли всегда сильнейшие, так происходит и по сей день.

— По ходу первого сезона в третьей лиге сменился главный тренер. Вместо Евгения Попова был назначен Константин Малинин.

— Тренировочный процесс вел все равно Евгений Михайлович Попов. Единственное отличие — главный тренер давал установку, но иногда и Попов говорил какую-то часть. Чем-то особенным и впоследствии назначенные Михаил Бекетов и Константин Малинин не выделялись.

— Какая установка запомнилась?

— В 1996-1997 годах мы стали выезжать на сборы, играли с командами из первой и второй лиг. Тренеры общались между собой, появлялось что-то новое в тренировочном процессе: новые задания упражнения, неизвестные до этого. На установках Евгений Михайлович всегда старался поднять дух перед игрой. Тяжелее настроить команду на более слабого соперника, чем на сильного, на них и настраиваться особо не надо, все и так всё понимают. С сильным противником игры всегда были интересными, мы разгромно никому не проигрывали. Даже от проигранной игры получали удовольствие.

— Алексей Косоногов выделялся на фоне сверстником?

— Да. Сразу было видно, что он хорошую школу прошел, да и не каждого берут за границу. Он мог спокойно любого обыграть, закрыть мяч корпусом, в общем, другого уровня игрок.

— На четвертый год выступлений команда уже праздновала чемпионство.

— Соперники подобрались сильные: «Энергетик» Урень, «Торпедо-Виктория» Нижний Новгород, «Торпедо» Владимир. Борьба за чемпионство продолжалась до последнего матча, запомнилось два последние игры с «Викторией» и Уренем. В следующем 1998 году было попроще. Мы должны были перейти во вторую лигу, но не прошли лицензирование. Остались в третьей лиге и всего одну игру проиграли. Завоевать чемпионский титул было намного проще.

— Чувствовали предвзятое отношение РФС к команде, например, запрет на проведение матчей в Выксе в 2003 году?

— Не особенно. Тренеры старались не распространяться, наше дело заниматься непосредственно футболом, но, конечно, многие узнавали информацию, но не придавали особого значения.

— Какое дерби с павловским «Торпедо» запомнилось?

— Наверно, кубковая встреча в 1996 году, когда они играли во второй лиге. Перед матчем ездили в Павлово, высматривали сильные и слабые стороны. Они, видимо, недооценили нас, если мы их обыграли в Выксе. Если касаться кубковых игр, то запомнилась с Арзамасом, когда они были классом выше, но мы их обыграли, это запомнилось больше всего.

— В нашей зоне выступала волгоградская «Олимпия». Были предположения, что Леонид Слуцкий дорастет до уровня сборной страны?

— Команда запомнилась, а фамилию тренера никто не слышал. «Олимпия» была хорошая команда, молодая и сильная.

— В то время против «Металлурга» играли впоследствии сильные игроки: Денис Колодин, Роман Адамов, Антон Бобер.

— Больше запомнился выезд в Тамбов, когда против нас вышел Юрий Жирков. Шустренький, обыгрывал нас легко, а потом его узнали, когда он перешел в ЦСКА, и ведь до сих пор играет в сборной. Честно скажу, когда молодой игрок выступает за основу, он хочет себя показать, а на следующий день в игре за дубль он ничем не выделяется. Против таких играть легко в отличие от тех, кто таким мастерством не обладают, но стараются. Мы играли с дублем «Ротора», за них выступал Максим Тищенко. Он — классный игрок, но стоял на одном месте и больше красовался, играл «от себя — под себя».

— С кем играли на сборах?

— На сборах приходилось играть против Анатолия Канищева, он играл за «Аланию», за «Спартак», а тогда уже играл за Белгород. Он атлетичный из себя, было тяжело с ним. Были еще известные, Олег Терёхин, например. Запомнил матч с московским «Локомотивом», основа не основа за них играла, но команда сильная, «Жемчужина-Сочи», когда они играли в высшей лиге в 90-ых. На сборах играешь раскованно, результат не довлеет над тобой.

— Евгений Михайлович Попов рассказывал, что устраивал трехразовые тренировки.

— Тяжело было физически. Первая тренировка – легкая зарядка в восемь часов: бежишь на берег моря и делаешь упражнения, вторая в десять-одиннадцать часов, небольшой отдых, в четыре-пять вечера – на физику. У нас проходило два сбора: на первом тренировали физику, а второй был посвящен работе с мячом.

— Когда пришли Дмитрий Голубев и Дмитрий Гадалов игра команды изменилась?

— Кардинально нет, но с приходом Голубева старались играть через длинные передачи. Он хорошо играл головой, хорошо принимал мяч и закрывал его корпусом. Гадалов здорово помогал и в защите, и в атаке.

— Кто был лидером в команде, кроме них?

— Сергей Уланов совмещал и хоккей с мячом, и футбол. В какой-то степени он меньше готовился, был всегда в тонусе, Виктор Киров тоже играл зимой в хоккей, всегда достойно выглядел. На тренировках они играли с нами в хоккей вполсилы для общей подготовки, потому что у нас некоторые на коньках стоять не могли. Уланов — координированный, быстрый, если выходил один на один, то 90% забивал, обладал хорошим чутьем.

Затем побольше игроков стало приезжать: Виталий Лазин, с арзамасского «Торпедо» приехали Сергей Головня, Анатолий Боровиков. Было видно, что игроки классом повыше. Толя Боровиков переднего защитника играл, задача была разрушать атаки противника. Он высокий, тяжело вверху его переиграть, ногами хорошо играл, ногу поставит, возьмет и отнимет мяч. Головня — жесткий грубоватый, левоногий, одним своим видом пугал соперника, с хорошей передачей, диагональ мог сделать точно от своей штрафной до угла чужой.

Вратарь Игорь Логунов рассказывал о времени в московском «Спартаке», но я особо не запомнил. В «Спартаке» он был вторым или третьим вратарем, особо это и не важно, прошлые достижения не учитывались, нужно приносить пользу в данный момент, прошлые заслуги мало кого волновали. За счет своих габаритов, два метра ростом выделялся.

— Судьи не поддушивали?

— Всякое было, на выездах — да, дома иногда помогали, нормальное объективное судейство, скандалов особо не было.

— В 2003 году стало известно, что команда доигрывает чемпионат и переходит на уровень ниже.

— Это постепенно шло, сезон начали нормально шли на первом месте. Сначала начались задержки зарплаты, пошли разговоры, особо внимания на это не обращали, по ходу сезона некоторые игроки уходили, настроение упало.

— Были варианты перейти в другую команду?

— Финансирование у нас было хорошим, завод помогал всегда. Автобус нужен – купили, экипировка нужна — тоже. Меня все устраивало, я не думал об уходе. К нам приглашали игроков из первой лиге, если и принимать предложения, то только из высшей. В 2003 году приглашали в нижегородский «Локомотив», но я посоветовался с Поповым и Голубевым и решил остаться помогать молодым ребятам. «Локомотив» переживал не лучшие времена, поэтому решил не дёргаться.

В 2005 году были проблемы со спиной, я не мог полноценно тренироваться и решил завершить профессиональную карьеру и перешел в более спокойный «Колесник». Сразу заняли третье место, туда переходили почти все, поигравшие в «Металлурге».

В 2016 году я вновь примерил капитанскую повязку в возрожденном «Металлурге» 

— Чего ждешь от нынешнего сезона?

— Команда омолодилась, прошли серьезную подготовку, в последний месяц тренировались каждый день. Игроков не очень много, костяк — двенадцать человек, но по игре с Кстово было видно, что во втором тайме мы их переиграли за счет движения. Да и в Нижнем Новгороде мы нисколько не уступили ни в движении, ни в борьбе, лучше смотрелись в первом тайме, они отыгрались только за пять минут до конца из-за потери секундной концентрации.

— Кто фаворит?

— Явного лидера нет. Чемпионат пройдет в три круга, будет зависеть от календаря, где играешь с лидерами: дома или на выезде. Я думаю, пятерка команд более-менее равна, нижегородцы мне очень понравились, на выезде вообще никому легко не будет.

— Чем кроме, футбола занимаешься?

— На работе больше времени провожу, потом тренировка, выходных максимум три в месяц. Дома отдыхаю, к родителям в Вилю не всегда удается съездить.

— Твой сын играет в дубле.

— Он устремленный, трудолюбивый, приходит на тренировки раньше и уходит позже меня. Разговаривал с Александром Давыдовым — тренером вратарей, перспектива есть. Хорошо, если после дубля в «Металлург», а отсюда очень тяжело куда-то попасть. Раньше играли во второй лиге, тебя могли заметить, а сейчас на просмотры нужно ездить. А кто тебя возьмет без приглашения? Я стараюсь ему привить не столько футбол, сколько учебу, чтобы поступил в институт, а он наоборот увлечен футболом. Алексей Трусилин — мой двоюродный племянник, играет за ПМК. Трусилины в футболе — это гены!