Виктор Громченко: «В «Авангард» переходить отказался»

14 августа защитнику и тренеру «Металлурга» Виктору Корнеевичу Громченко исполнилось 84 года. Мы поздравляем ветерана с праздником, желаем счастья, здоровья и благополучия.

Вашему вниманию интервью с игроком, которое он дал журналу «Кузница футбола» в 2016 году. Виктор Корнеевич Громченко играл в классе «Б» чемпионата СССР, а уже в зрелом возрасте переехал в Выксу, чтобы поднять уровень нашего футбола.

— Я родился 14 августа 1935 года в Иркутской области в селе Хаихта Куйтyнского района. В военное время ребятишки в футбол не играли. Из развлечений были санки, коньки. О футболе впервые узнал сразу после войны. Мама, Мария Афанасьевна, была секретарем на швейной фабрике им. Воровского, где шили обмундирование для солдат. Она каким-то образом добилась пропуска в военную часть в Даурие, за Читой, где стояла часть отца – старшего лейтенанта артиллерии Корнея Андреевича Громченко.

Мы туда приехали всей семьей. Все солдаты играли в футбол: артиллеристы, пехотинцы, зенитчики. Отец играл в нападении, он ударил по воротам, и мяч от штанги попал мне в голову. Я закричал от неожиданности, мать перепугалась и увела в офицерскую казарму. С тех пор семьдесят с лишним лет мяч из головы не «вылазит».

В 1949 году маму переводят в Ангарск, где строили нефтеперегонный завод, который вывезли из Германии. Там были команды «Нефтяник», «Строитель» и другие клубы. Футбол на уровне области был очень популярный, стадионы собирали аншлаг каждый матч.

Проходил какой-то турнир. За юношескую команду «Строитель» играл центральный защитник Анатолий Назаров. С ним что-то случилось, я стою за воротами. Капитан команды Николай Овчинников и говорит: «Ты по мячу сможешь попасть?». Я растерялся и только кивнул. Они дали мне форму, бутс не было, играл в ботинках и потом целую неделю их родителям не показывал. Не знаю, как отыграл, но вписался за юношей на целых два сезона.

Вскоре играющий тренер Юрий Павлов пригласил меня сначала во вторую команду, а затем и в первую команду. За неё выступал мой кумир – Алексей Расторгуев из Ленинграда. Он играл за сборную учебных заведений, бил с обеих ног, рослый, меня на тренировках подтаскивал.

В 1953 году я окончил школу и поехал Томский политехнический университет. Конкурс был двенадцать человек на место, но я смог поступить. Впервые столкнулся с ребятами, с которыми мы в 2008 году встречались в Твери. Там была студенческая команда «Наука» и множество других. Тренировал все эти команды Юрий Леонидович Усенко. Он сам играл, был преподавателем физкультуры. В 1954 году Усенко пригласил меня в «Буревестник» — участницу первенства РСФСР в сибирской зоне. Она была собрана на базе «Науки» (сборная учебных заведений Томска), команды «Торпедо», команды карандашной фабрики и воинской части.

В 1955 году появилась и своя команда ГДО в Северске, в 10 километрах от Томска, куда съехались много сильных футболистов. Кстати, намного позже из Выксы приезжали Владимир Карпунин, Валерий Комков и другие. Начальник гарнизона полковник Примин был страшный болельщик, один раз после проигрыша «Торпедо» даже заставил солдат идти до части пешком. Пригласили и меня. Мы выигрываем чемпионат Томской области и получаем право участвовать в чемпионате РСФСР.

В 1956 году мы под руководством играющего тренера Юрия Усенко выиграли сибирскую зону и поехали на финал РСФСР в Грозный. Вместе со мной из ТПИ играл Леонид Прозоров, из карандашной фабрики пришел Андрей Ишутин, отслужившие в рядах советской армии Виктор Суханов, Слава Цветков и солдаты срочной службы: Николай Козлов, Борис Петров, Анатолий Михайлов, Геннадий Расщупкин, Николай Сорокин, Николай Тараканов, Александр Сидоров и Анатолий Ченцов. Мы обошли Ростов, Пензу, Саратов, Киров, Березники, Хабаровск, Владивосток, Омск. Первое место занял горьковский «Авангард».

Когда приехали у меня не был сдан зачет по электротехнике, обещали решить, приехали, а на стене приказ об отчислении. Был бы постарше, вопрос бы решил, но я собрался и уехал домой. Отец меня устроил на нефтеперегонный завод, которые строили заключенные.

В 1957 году начальник команды В. А. Карпов пригласил меня в иркутскую «Энергию» — участницу первенства СССР среди команд мастеров класса «Б», я дал согласие, а через два дня приходит письмо от Усенко с призывом возвращаться, но я туда не поехал. Тренером «Энергии» был легенда иркутского футбола Абрам Евсеевич Левитин. Евгений Теорин, Константин Мухин, Василий Букин, Юрий Галета, Сергей Садовый, Анатолий Кириллов, Юрий Романовский — ребята, с которыми мне посчастливилось поиграть, которые меня многому научили, с которыми мы обыграли сборную Китая в товарищеском матче и свердловскую команду ОДО, которая выбыв из класса «А» в 1956 году играла в нашей зоне. Причем обыграли в Свердловске, на их родном стадионе — это был фурор. Состав ОДО, практически не изменился по сравнению с тем, который играл в высшей лиге.

Сезон я отыграл за иркутскую «Энергию». Приехали в Сталинск (Новокузнецк – прим.) на игру, тренировал их Юрий Алексеевич Есенин из Москвы и играл там Анатолий Петров, его бразильцев все называли, он техничный, но тихоход, сейчас он профессор, химик, в Ленинграде. Он Есенину все рассказал, пригласил после игры и сделал предложение перейти в их в «Металлург» в 1957 году. Он мне пообещал, что восстановит в институте, но мне нужно было съездить в Томск забрать документы, но Усенко запретил их присылать. В то время при подаче заявке на Первенство Советского Союза футболисты должны был учиться или работать, я «работал» мастером и получал зарплату. Кроме Анатолия Петрова в той команде играли, Василий Маргyнов, Владимир Чернов, Валентин Вараксин, Дмитрий Уткин, Анатолий Глухотко, Иван Мишин, Альберт Короленко, Валерий Сюркаев, Владимир Бобровников, Володя Юн, Владимир Еремин, Борис Угловой, Сергей Федосеев, Николай Кухаренко.

Анатолий Глухотко был баскетболистом, а Есенин увидел, как он играл в футбол и пригласил в команду. В 1958 году его забрали в московское «Торпедо», они выиграли чемпионат и кубок СССР, а в матче в Германии с «Мюнхеном-1860» получил травму, его забрали в ЦСКА, был в олимпийской сборной.

Я женился в 1958 году, а через год в Кемерово я получил разрыв крестообразной связки, в то время связки делали искусственные, и меня Иван Иванович Щербаков, он играл за «Динамо», ЦСКА, ВВС. Он меня отправил в Москву в институт травматологии, мне сделали операцию и сказали в холодное время разогреваться, чтобы связка не порвалась, и укреплять боковые мышцы. Во Владивостоке сыграли, а в Хабаровске играл №10, техничный, я попался на финт, уклонился и оттолкнулся, чтобы его остановить и снова порвал связку. Понял, что конец. Поехал снова в Москву на операцию и заехал в Выксу в 1961 году. Октябрь Вилков – тренер «Металлург» узнал обо мне и уговорил остаться. Я и до этого был в Выксе в 1959 году, здесь родился сын Миша, но решил реанимировать свою карьеру, поехал домой, где вновь получил второй разрыв.

Конечно, такого уровня в Выксе не было, играли старички, некоторые уже были на сходе. Вливался в коллектив. Александр Федорович Семочкин, Октябрь Вилков, Виктор Петров, Анатолий Хохлов поддержали меня морально. Кстати, тренировки тогда проходили на площади перед администрацией.

В 1962 году произошел скандальный случай. «Металлург» и «Авангард» играли стыковой матч в борьбе за место в первой группе на область. К нам перешел один игрок из ДРО, неделю тренировался, а перед матчем вернулся в ДРО и нападающего переманил. В первую группу вышел «Авангард».

В 1962 году Октябрь Вилков решил закончить тренерскую карьеру, и сказал мне вплотную заниматься с командой. Старики заканчивали, потихоньку начали наигрывать молодых: Валерий Совцов, Валерий Горбенко. С 60-ых по 80-е годы последний был ведущим футболистом, в 42 года играл в чемпионате России.

В 1968 году мы выиграем первенство области среду производственных коллективов и кубок. В то время за нас выступали: Сергей Кузьмин — вратарь и баскетболист, Владимир Грамотов, Валерий Совцов, Виктор Шпанцев, Валерий Горбенко, Валерий Овчаров, Виктор Круглов, Анатолий Шаронов, Александр Шалунов — костяк команды. Я помню, финал кубка в Балахне. Грамотов забил прямым ударом с центра поля, и мы выиграли 1:0 (на самом деле 2:1. — Прим.).

Раньше футболистов освобождали на лето от работы. Я был мастером в чугунке, Грамотов — листопрокатчик, Шалунов – сталевар, и платили как слесарям, соответственно они теряли зарплату, но все равно продолжали играть в футбол, потому что играли не за деньги. В 1969 Лев Бродский (отец Александра Бродского – пресс-атташе «Металлурга» — прим.) пригласил меня работать на завод замначальника цеха, и на футбол времени совсем не осталось. Команду стал тренировать Валерий Викторович Совцов.

Иная ситуация была в «Авангарде». Меня туда тоже звали, но я отказался. Они были освобождены от работы круглый год, у них был своя тренировочная база в Геленджике. Многие футболисты перешли в «Авангард»: Виктор Муратов, Валерий Горбенко, Валерий Овчаров и другие, всего шесть или семь человек.

Но футбол я не бросил. Директор стадиона Александр Евгеньевич Серов в 1985 году организовал зимний мини-футбол, турнир до сих пор проводится. Первый чемпионат мы выиграли, а потом я стал матчи судить, а затем возглавил ветеранское движение.

В 90-е годы в Выксу приехали Андрей Лысов, Андрей Шелехов, Виталий Лазин, у которых ребята учились. Собирался полный стадион, на игру можно было посмотреть с удовольствие, одна из детских команд обязательно должны были играть на первенство России.

Везде футбол разный. Чем была сильна сборная СССР? Украина — один стиль, Белоруссия – другой, Грузия – другой. Поэтому ребята чему-то учились. Сейчас ребята выступают на область, но играют ведь между собой и развитие идет медленно.

Я считаю, что для возрождения футбола, «Металлург» должен играть хотя бы в чемпионате России среди команд третьей лиги, поскольку команды-участницы обязаны представлять пять юношеских команд в чемпионате России, и им необходимо выделить для занятий в зимнее время зал в Жуковке, чтобы они все время повышали свой уровень.