Председатель городской федерации футбола Алексей Макаров знает спорт №1 изнутри. Он неоднократно признавался лучшим судьёй и инспектором Нижегородской области, а сейчас удачно тренирует женскую команду школы №12. Также на его счету десять футбольных сезонов на взрослом уровне. Алексей Макаров рассказал, как в 16 и 17 лет забил три гола в трёх матчах за «Металлург», но оставался на скамейке запасных, почему перешёл в «Авангард» и зачем стал арбитром. 23 апреля нападающий отмечает 54-й День рождения.
— Алексей Владимирович, какими видами спорта занимались в детстве?
— Я научился стоять на коньках в три года, а в пять лет занялся футболом. Всё время пропадал на стадионе! До одиннадцати лет мы жили в городе Усть-Каменогорск в Казахстане. Сюда поехали на заработки родители из Выксы. Отец Владимир Макаров — вратарь «Металлурга» и футбольный судья. Он обслуживал вторую лигу в восьмой зоне первенства СССР. Брал на все игры — меня все арбитры и чуть ли не половина игроков знали. Это как сейчас у Гизгизова сын Савелий на все матчи и тренировки ходит. Кстати, у меня в паспорте записано Усть-Каменогорск, хотя я родился в Выксе. Раньше госорганы регистрировали по месту прописки.
— Что больше нравилось: футбол или хоккей?
— В Усть-Каменогорске Владимира Константиновича хорошо знали, поэтому я свободно ходил на спортобъекты. Условия там шикарные. Футбольный и хоккейный корты были у каждого дома, первенства дворов проводились с начальной школы. Аналог нашего ФОКа «Олимпа» с мини-футбольной и гандбольной площадками построили ещё в 1970-е. Рядом с домом находился бассейн.
Раньше зимы, что в России, что в Казахстане были морозные — лёд держался почти пять месяцев. В детстве больше нравился хоккей: я играл за команду «Титан», ходил болеть за наше «Торпедо». Запомнились финалы юношеских первенств СССР, которые два года подряд проводились в городе. Отец с трудом достал мне билеты! За местную команду играли Михаил Панин, Сергей Варнавский, Борис Александров, на награждении видел Анатолия Фирсова. Все они стали известными в СССР хоккеистами!
— Как восприняли переезд в Выксу в 1978 году?
— Тяжело, просил родителей вернуться. Из спортивных объектов здесь был стадион «Металлург», до которого я целый час шёл с улицы Салтанова. Пока очистишь лёд, пока переоденешься — полдня потеряешь. В футбол играл в «Искре» у Вячеслава Малеева. А через два года тренер Вячеслав Крыгин позвал в юношеский «Металлург». Мои сильные качества? Стартовая скорость и хлёсткий удар!
— Каких успехов добились?
— В 1980 году я играл на Спартакиаде школьников за сборную Горьковской области. Забил по голу ярославскому «Шиннику» и Вологде, провёл поединок с Ульяновском. Дальше меня перестали вызывать. На эти матчи я ездил за свой счёт. Билеты туда и обратно стоили 10 рублей — это серьёзные деньги. Попросил тренера компенсировать дорогу, он согласился, и больше я его не видел.
— Много забивали?
— В этом же сезоне стал лучшим бомбардиром областного «Кожаного мяча», который доверили Выксе. Например, за «Искру» пять штук положил Богородску. Ещё столько же забил Ваче, играя у Крыгина. Пента-трик оформил и за взрослый «Авангард» на кубке машиностроения. Когда забил четыре мяча, предложил защитнику Валерию Проворову поменяться местами. Мужиков уже жалко стало. Однако на последней минуте подключился, сильно ударил и забил пятый.
— Кто был кумиром?
— Любимый игрок — Евгений Попов. Техника обращения с мячом, культура паса, удар — всё на высшем уровне! Голы забивал неожиданно для соперников и зрителей. Когда позвали в основу, то даже не верилось, что я тренируюсь с ним в одной команде. Он с юмором спокойно подскажет, никогда не закричит.
— Когда вы оказались в основном составе «Металлурга»?
— В августе 1983 года. Главный тренер Вячеслав Крыгин сказал, что я поеду на матч в Богородск. В 16 лет! Даже не думал, что выйду на поле. Он хотел вообще выпустить в перерыве, но всё же дождался 60-й минуты. Это удивительно, потому что скамейка была длинная. Вышел вместо Николая Степнова при счёте 1:1 и сразу отличился. Убежали в контратаку с Александром Зайцевым против одного защитника. Он ударил, вратарь отбил мяч перед собой, а я забил победный гол. В этом сезоне за мужиков больше не выпускали.
— На кого равнялись в «Металлурге»?
— Про Евгения Попова я уже сказал. Михаил Гроздов и Александр Киров после тренировки всегда объясняли, что можно улучшить. Капитан Виктор Трусилин много подсказывал, особенно молодым. С нашим комсомольцем Николаем Стасюкевичем связан забавный эпизод. После одного проигрыша нужно было назначить виновных. Устроили собрание, и всю вину возложили на Сергея Вайнера и меня, хотя я вообще не играл. Пожурили молодёжь для проформы и разошлись.
— В следующем году что-то изменилось?
— Крыгин привлёк к тренировкам основы, но я продолжал играть за юношей. Два раза вышел на замену на двадцать минут и забил два гола. С Первомайском при счёте 1:1 Михаил Гроздов откатил мне мяч, и я с двадцати метров попал в правую девятину. Через десять дней с Бором похожий момент. Пас от Гроздова под правую ногу… Я увидел, что меня накрывает защитник, убрал под себя и с левой хлёстким ударом покатил в ближний левый угол. И снова оказался на банке! Крыгин даже в финале чемпионата не выпустил, хотя у «Металлурга» были проблемы с составом.
— Да, странно…
— В 1985 году перед армией сыграл один матч с горьковской «Искрой». Вышел в стартовом составе на один тайм, но не забил. Я не поверил, когда перед игрой Крыгин назвал мою фамилию. В армию проводила вся команда. Охранял засекреченный объект в Горьком. Однажды приехал домой в отпуск и тренировался с «Металлургом», а в армии играл в футбол только два раза на первенство части.
— Почему после армии оказались в «Авангарде»?
— Домой вернулся 5 июня 1987 года. Вячеслав Крыгин предложил мне подождать окончания чемпионата, якобы будет тяжело попасть в состав. Как я мог в 20 лет пропустить сезон? Перешёл «Авангард», хоть никогда за них не болел. Настроение было не то… «Металлург» тренировался на профессиональном уровне, а на тренировки «Авангарда» из-за работы приходили по семь человек. Я этот сезон спокойно доиграл, а зимой устроился в ДРО на нормальную зарплату.
— Разницу почувствовали?
— Играл только из-за любви к футболу. О каком результате может идти речь, если ты нормально не отдыхаешь? В ДРО смена длилась восемь часов, а сейчас футболисты «Металлурга» работают по двенадцать. Эти ребята — фанатики футбола, они без него не могут!
— Всё настолько было плохо?
— В 1988 году играющим тренером «Авангарда» стал Алексей Быстров. Связей у него не было, поэтому на сезон освободили только Владимира Давыдова и Александра Ишкова. Выступили неважно, а «Металлург» стал чемпионом. Я чуть палку не подставил родной команде за два тура до финиша, даже гол забил. Хотел доказать Крыгину, а не команде, что зря меня отцепил. «Металлург» с трудом выиграл 2:1.
— Следующий сезон в «Авангарде» самый удачный?
— Да, собралась сильная команда. Стабилизировался состав во всех линиях, появилась футбольная атмосфера и командный настрой на каждую игру. Этот год мне понравился! Мы с Виталием Чуркиным играли на флангах и простреливали на постоянно забивающего Дмитрия Голубева. Я тоже много отличился в сезоне. Например, забил гол с лёта в Павлове с двадцати метров в девятину. Отличился в Навашине с будущим чемпионом, пробежав с центра поля. В последнем туре в Арзамасе также с лёта попал метров с двадцати.
— Судя по статистике, «Авангард» забивал минимум два гола в каждом матче.
— Результативным получился матч с «Органиком» в Дзержинске. Играли на хорошем поле стадиона «Химик». Перед игрой спросил у вратаря Давыдова: «Владимир Иванович, сколько нам надо забить, чтобы выиграть?». Ответил: «Три». Первый тайм закончился со счётом 2:1. В перерыве сказал: «Владимир Иванович, не знаю, как ты, а нам осталось один забить». Игра закончилась нашей победой со счётом 5:4.
— Что случилось дальше?
— С 1990 года команда жила сама по себе. Коллектива больше не было, многие разбежались. Финансирование ухудшилось — заводу команда стала не нужна. На тренерский пост вернулся Валерий Горбенко, который где только мог искал футболистов, чтобы хоть одиннадцать человек набрать на матч. Едешь в гости и не знаешь, как твой новый партнёр играет. Это просто несерьёзно!
— Из-за этого перешли выксунскую «Дружбу» в 1991 года?
— Да. Мы легко выиграли вторую областную лигу — были наголову сильнее остальных. Я бы и на следующий год остался, но команда поехала на южные сборы, а меня не отпустили с работы. В 1992-м вернулся в «Авангард». Состав омолодился за счёт юношеской команды, но костяка уже не было. К примеру, сейчас у «Металлурга» есть Павел Гизгизов и Михаил Рытов. А как вратарь «Авангарда» Владимир Давыдов научит играть полевых в 40 с лишним лет? В 1993-м я приостановил карьеру, но ко второму кругу вернулся: у объединённого коллектива «Авангард-Дружба» не хватало нападающих. А на следующий год команды не стало, и я закончил.
— В «Металлург» не хотели перейти?
— Я бы с радостью, потому что всю жизнь болею за «Металлург». Однако ни Вячеслав Крыгин, ни Евгений Попов ко мне не подходили. Так, на уровне разговоров обсуждалось. Самому попроситься? Не знаю… Голубева и Чуркина пригласили в «Металлург» официальным письмом, значит, я был не нужен.
— А в другие команды звали?
— Были разговоры про Кулебаки, но они также играли на область. При сменной работе играть в другом городе физически тяжело. Пришлось бы постоянно отпрашиваться. В Навашино не было смысла переходить. В городе был развит хоккей с мячом, поэтому летом за них играли приезжие хоккеисты.
— Почему стали арбитром?
— Хотел продолжить династию. Отец завершил карьеру только из-за возвращения в Выксу. Региональные арбитры не допустили его до второй лиги и послали судить область в Первомайск. Хотели проверить уровень! А как туда доберёшься? Поездка на автобусах и перекладных заняла трое суток, и за это он получил пять рублей.
Я без футбола не мог! Судил с 1994 по 2011 годы: боковым, потом главным. С трудом пробивался! Раньше в Выксе было три бригады: главные Николай Степнов, Николай Викулов и лайнсмены Владимир Шилов, Олег Балихин, Юрий Кокорев, Вячеслав Малеев, Роман Малеев и Алексей Тарасов. Потом все резко сошли, и я остался один.
— Это сложная профессия?
— Судить дано не каждому. Нужно разбираться в футболе, а не просто заучивать правила. Все хорошие судьи играли в футбол на хорошем уровне, тот же Игорь Егоров. Я всегда брал с него пример. Вот Виталий Лазин в дебютный сезон стал лучшим областным арбитром, потому что поиграл в чемпионатах России. Сейчас идёт тренд на молодых судей, но я против этой затеи. В четырнадцать лет ты не понимаешь игру.
— Назовите ваши достижения!
— Меня трижды признавали лучшим областным арбитром — с 2009-й по 2011-й. Хотел судить на Приволжье, но не успел по возрасту. Я единственный из выксунских арбитров, судивший областной финал кубка. В 2011-м Пешелань обыграла Бор со счётом 4:2. С 2012 года я инспектирую матчи, в 2016-м меня признали лучшим. Судейскую династию продолжил сын Роман, но сейчас он уже закончил.
Я также десять лет тренирую команду девочек в школе №12, где работаю учителем физкультуры. В 2018 году мы заняли второе место на всероссийском турнире «Мини-футбол в школу» в зоне «Приволжье».