Футболист Андрей Дорофеев — один из немногих выксунцев, кто успешно совмещал работу и спортивную карьеру. Лидер команды практически сразу после института возглавил цех в «Заводе корпусов», но любимую игру не бросил. В интервью именинник (16 ноября он отмечает 59-й день рождения) рассказал:
— как стал любимцем болельщиков, а затем устал от их чрезмерного внимания;
— почему не любил играть против слабых соперников;
— как лишил свою будущую команду титула, пока оформлялся трансфер;
— как за него «дрались» тренеры «Металлурга» и «Авангарда»;
— и о главном разочаровании и успехе в жизни.
— Андрей Константинович, почему вы так поздно записались в футбольную секцию?
— В советские времена все играли во дворах. Я был младше товарищей на пять-восемь лет, но, несмотря на возраст, они меня всегда брали в команду. Во втором классе я лучше всех чеканил мяч. Мой рекорд — 1600 касаний! Никто и близко так не мог.
В четырнадцать лет мой одноклассник Владимир Крылов (самый прославленный выксунский хоккеист) уговорил сходить на тренировку. Наставнику Вячеславу Крыгину я понравился — он буквально приказал посещать занятия.
— Вы рано дебютировали за взрослый состав «Металлурга»…
— В 1979 году я ещё играл за юношей, мне только исполнилось шестнадцать лет. В июле главный тренер «Металлурга» Сергей Захаров привлёк к тренировкам основы, а с сентября заявлял на домашние игры, брал на выезды. Ощущения невероятные! «Металлург» был действующим чемпионом области, этим летом взял региональный кубок и вышел в финал кубка Верхнего Поволжья. Я сыграл в конце сезона матчей пять, выходил каждый раз на пять-десять минут.
— Как же вы оказались в «Авангарде» в 1980 году?
— Всю зиму я тренировался с «Металлургом», в феврале съездил в Ленинград. Там мне запомнился матч со «Светланой». В апреле поехал с командой на южные сборы в Геленджик. А перед стартом чемпионата Олег Киров сказал мне, что переходит в «Авангард», потому что здесь не пробиться в состав. В команду ДРО ушёл и Валерий Проворов.
Главный тренер «Авангарда» Валерий Горбенко стал капать мне на мозги: «Как ты вытеснишь Попова и Шемякова из состава? Как хочешь играть? Давай сюда к нам». Истина в его словах была. Я хоть и сыграл в первом туре за «Металлург», но всё же решился на переход. Объяснил Захарову, что наберусь опыта и вернусь обратно.
— Много играли у Горбенко?
— Получил место в стартовом составе. Через год Захаров сказал возвращаться назад. Обещание есть обещание. Пока оформлялись документы, успел сыграть два матча за «Авангард».
3 мая 1981-го забил победный послематчевый пенальти «Металлургу» в кубке города. Мог решить исход встречи ещё в дополнительное время. Убежал один на один и перебросил Михаила Зайцева, но вратарь успел дотянуться до мяча. В этот день он не хотел пропускать с игры. А 10-го числа мы разгромили в Павлове местное «Торпедо».
«Металлург» после южных сборов неожиданно для всех принял Николай Степнов — не жалуюсь, наставник сделал из меня основного нападающего.
— Почему сезон 1982 года стал для вас последним за «Металлург»?
— Всё начиналось отлично! «Металлург» возглавил Вячеслав Крыгин, который перевёл меня из нападения в полузащиту. Сказал: «Ты работоспособный, будешь пахать всю правую бровку».
Осенью меня должны были призвать в армию. Перед этим ребята из моей группы техникума собрались поступать в институт. Уговорили поехать в Москву. Из них восьми поступил один я. Крыгин всячески меня отговаривал: «Ты куда едешь учиться? Приедешь, станешь мастером, наденешь рукавицы, вира-майна, вира-майна. А ты здесь на зелёном газоне, как артист. На тебя ходят зрители, как в театр, ты любимец публики! Куда ты едешь? С армией мы решим вопросы». Я и сам хотел остаться, но в сентябре уехал учиться, потому что обещал матери.
— Жизненные приоритеты сменились?
— Не сказал бы. Учёба была на первом месте, но я старался досрочно сдавать экзамены, чтобы успеть к футбольному сезону. Обычно приезжал в середине мая или чуть позже. Играл почти весь турнир. От «картошки» меня освобождали, поэтому в Москву я возвращался только в конце сентября.
— Почему вернулись в «Авангард» в 1983 году?
— Всё дело в Горбенко. Валерий Николаевич ещё с зимы начал. «Ты пропустишь сборы «Металлурга». Опять будешь на лавке сидеть. Чего тебе протирать штаны? Ты классный игрок, а у меня некому играть. Приезжай и выступай за «Авангард», — уговаривал он. Крыгин тоже звал в «Металлург» и обещал место в стартовом составе. Всё-таки я принял предложение «Авангарда». Горбенко ещё с апреля устраивал меня в ДРО, пока я учился. Оставалось только приехать и играть!
— В Москве играли в футбол?
— За сборную института. Особенно нравилось играть с РУДН. Иностранцев там много училось. Как будто против тебя сборная Бразилии вышла. Уровень классный! Наша команда всегда занимала место в середине таблицы среди вузов.
Зимой я играл в первенстве юго-восточного округа Москвы по мини-футболу. Один раз наш тренер усилил сборную института друзьями, в том числе из ярославского «Шинника». Им было лет под сорок, их опыта нам как раз не хватало. Мы прошли далеко, играли с «Локомотивом», «Динамо-2», ЦСКА-3. Матчи уже проходили не абы где, а в Лужниках. Динамовцы больше всего запомнились. Экипированные, здоровые и бегут, как лоси.
— Как вы себя опишите?
— В «Авангарде» я играл центрального полузащитника. В схеме 4-3-3 — один, а когда перешли на 4-4-2 — вместе с Алексеем Быстровым. Из нас получилась отличная связка! Я техничный, хорошо видел поле. Горбенко балдел от моих передач: у меня чуйка была, когда следует отдать пас. Похвала от лучшего бомбардира выксунского футбола дорогого стоит. Недостаток у меня один — маленький рост! Компенсировал его за счёт техники, борьбы, движения, футбольной хитрости и ума.
Ребята из «Металлурга» рассказывали, что перед матчем с «Авангардом» Крыгин произносил такую остановку: «Выключите Дорофеева, там не с кем больше играть». Вообще все областные команды пытались меня закрыть, играли персонально.
— Вы были любимцем публики?
— Я жил около «Авангарда», и болельщики мне прохода не давали. Весь стадион за меня болел. Идёшь по улице, а незнакомые мужики с тобой здороваются, расспрашивают об «Авангарде», пристают. Прибавлял шаг, чтобы поскорее уйти из этого района. В один момент так от этого устал, что переехал на улицу Красные Зори.
— С какими командами вам нравилось играть?
— С играющими в футбол и сильными. Со слабым соперником просто неинтересно. Набьёшь ему голов в первом тайме, а потом просто отбываешь номер. Настроения нет… Против сильных команд и игра получается, и азарт наступает! Ловишь кайф, когда соперник действует грамотно. Хотя, понятно, с ними труднее. Мои любимые соперники — горьковский «Радий» и выксунский «Металлург»!
— Почему после института не вернулись в «Металлург»?
— Я получил диплом летом 1987 года и устроился в «Завод корпусов». Два месяца был начальником техбюро, а затем меня повысили до замначальника цеха. Крыгин звал в «Металлург», предлагал бросить работу, но я отказался. Остался играть в «Авангарде». Может и правильно, потому что вскоре я возглавил цех №12.
С другой стороны обидно — ни одного трофея в футболе я так не взял. А «Металлург» в 1988 году стал чемпионом Горьковской области! Я хотел вернуться к Крыгину, но реально оценивал свои шансы. Из-за работы я не мог полноценно тренироваться. Место в старте пришлось бы выгрызать, и не факт, что это получилось. В «Авангарде» меня никто не мог подвинуть.
— У «Авангарда» вообще не было шансов на титул?
— Я представлял команду ДРО до 1991 года. Тогда уже почти футболисты все играли из-под работы. О чемпионстве уже никто не думал, поэтому в 1992-м я перешёл в выксунскую «Дружбу». Состав подобрался шикарный — спонсор переманил множество сильных футболистов.
Мы вышли в финал кубка области. Оба матча не давали борскому «Воднику» поднять голову, но пропустили в гостях единственный гол. В первом домашнем матче я мог забить красивый мяч. Алексей Князев такую хорошую скидку дал, но я с лёта попал в перекладину. В чемпионате области также лидировали — опережали преследователей на несколько очков. Однако в концовке допустили ошибки, и Бор оставил нас с серебряными медалями.
В 1993 году «Дружба» объединилась с «Авангардом». Я просто не понимаю, как мы добрались до финала. На каждую игру с трудом набирались одиннадцать человек. С Сергачом у нас просто не было шансов. Приятным было только то, что страховая компания «Аско» подарила нам футболки перед решающим матчем. Это был первый и последний сезон для команды!
— Вы много голов забивали? Какие самые красивые?
— Обычно пять голов за сезон, когда стал полузащитником. Лучшую результативность показал за «Дружбу». В основном забивал на опережении, добивании и в тычках. Удавались и красивые голы издалека.
Больше всего огорчал «Металлург». В 1980 году Евгений Жунин навесил в штрафную, а я набежал, выпрыгнул выше всех и головой забил гол. В газете писали, что «невысокий Дорофеев, находясь в окружении трёх рослых защитников «Металлурга», выбрал удобную позицию и головой направил мяч в ворота». А среди них были Александр Киров и Михаил Гроздов, они почти никому не проигрывали верх.
Через десять лет забил «Металлургу» в кубке области. Я подхватил мяч, пробежал через всё поле. Сил уже не осталось — отдал на правый край Проворову. Валера чуть пробежал и отпасовал Виталию Чуркину. Тот вернул мне обратно, а я с лёта как дал в правый угол.
— С кем вам нравилось играть?
— В полузащите с Александром Алексеевичем Зайцевым, Алексеем Быстровым, а потом с Александром Епифановым и Виктором Денискиным. А больше всего с нападающим Александром Анатольевичем Зайцевым. Мы ещё с ним во дворе начинали!
— Как у вас складывали отношения с тренерами?
— Вячеслав Крыгин меня очень уважал, у меня к нему взаимные чувства. Он мой первый тренер, я его воспитанник. Больше всего работал с Валерием Горбенко. Он видел меня основным и на установках всегда говорил: «Играть через Дорофеева, все мячи отдавать Дорофееву». С Сергеем Захаровым работал чуть-чуть, один сезон с Николаем Степновым, по два — с Алексеем Быстровым, Николаем Викуловым и Александром Шемяковым. Только хорошее могу обо всех сказать!
— Почему вы выбрали «Восход» после распада «Авангарда-Дружбы»?
— Команду возглавил Александр Шемяков. Она была дублем «Металлурга» и должна была растить футболистов. Молодёжь без дядек-черноморов не вырастет, поэтому он пригласил меня и ещё нескольких ветеранов. Два года отыграл за команду и завершил карьеру.
— Тренером не хотели стать?
— Нет. Я к этому времени работал начальником цеха в «Заводе корпусов».
— Почему вы редко играете ветеранов?
— Тяжёлая травма. В 1996 году поехал играть за ветеранов и разорвал ахиллово сухожилие. Не тренировался перед матчем — вот к чему привело. Год проходил на костылях. Эта травма — кошмар! Первая операция прошла неудачно. Шов разошёлся, нога гнила полтора года. Третья операция вроде всё исправила, но ещё три года с ахиллом мучился. К команде ветеранов присоединился только этой зимой! Думал, опять порвал всё, но пока обошлось.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— В 1998 году производство в «Корпусах» встало, пришлось уйти на ВМЗ. Потом посчастливилось устроиться в «Транснефть», где до сих пор работаю. Компания строит нефтепроводы, а я контролирую производство, всё, что едет на трассу: задвижки, трубы и прочее. Раньше катался по странам: Германия, Китай, Украина, Казахстан. С 2006 по 2009 году жил в Мариуполе. Там есть предприятие «Азовсталь». Оно выпускало лист, а я его принимал. Год прожил в Усть-Каменогорске, где делали задвижки. Здесь тоже поставили старшим.
Сейчас подразделение «Транснефти» работает в Выксе, контролирует ТЭСЦ-4. В основном работаю здесь, лишь иногда уезжаю на месяц в командировки в Санкт-Петербург или Гусь-Хрустальный.