Бессмертный полк: Александр Алексеевич Сапогов

История футболиста, совершившего кругосветное путешествие в Великую Отечественную войну.

Футбольный клуб «Металлург» продолжает рассказывать о футболистах, победивших в Великой Отечественной войне.

Полузащитник Александр Алексеевич Сапогов родился 24 сентября 1918 года в селе Илёв Вознесенского района. В раннем возрасте вместе с родителями уехал в Выксу. Здесь он и познакомился с футболом, которой стал частью его жизни.

Александр Сапогов играл за футбольный клуб «Металлург» с 1937 по 1939 годы. В 1938-м и 1939-м спортсмен представлял сборную Выксы, с которой в первом же сезоне взял бронзовые медали чемпионата Горьковской области. Данных о довоенном периоде не так много, не исключено, что он выступал и в другие сезоны.

25 сентября 1938 года Александра Сапогова призвали на Балтийский флот. Молодой человек обратил на себя внимание командования, благодаря чему летом 1939-го получил отпуск. Приехав в Выксу, он первым делом отправился на стадион. Благодаря его игре, сборная Выксы победила дзержинский «Азот» — 2:1, а «Металлург» разгромил муромский «Спартак» — 14:0 и разделил очки с «Азотом» — 4:4.

С первых дней Великой Отечественной войны Александр Сапогов добровольцем ушёл на фронт. Выксунца назначили командиром миномётного расчёта. Подразделение входило в состав особого миномётного батальона 6-й морской бригады и защищало подходы к Ленинграду. В декабре 1941 года, отражая немецкую атаку у совхоза «Запорожец», Сапогова ранило в руку и контузило в голову.

В июле 1942 года вернувшегося в строй бойца прикомандировали к Северному флоту и отправили в США. Так началось его кругосветное путешествие. Первой остановкой был Владивосток, куда моряки добрались по железной дороге. Через Тихий океан граждан СССР на торговых судах перевезли в Портленд, а затем через весь американский континент доставили на поезде во Флориду. Здесь секретарь комсомольской организации Сапогов вместе с командой принял тральщик ТЩ-113, переданный Советскому Союзу по ленд-лизу. Выксунца назначили командиром отделения мотористов.

В Америке советские военные встретили доброе и уважительное отношение со стороны местных жителей. Экипаж каждого корабля подготовил номера и выступал с концертами в клубах и городских парках Тампы, Майами и Чикаго.

Из Тампы конвой отправился в Ки-Уэст, где отработал поиск и атаку подводной лодки. Далее в Норфолке экипажи тральщиков провели учебные стрельбы. Последним пунктом остановки в США стал Нью-Йорк, где корабли пополнили запасы. Затем конвой из десяти кораблей через канадский Сент-Джонс и исландский Рейкьявик при шторме в 6-7 баллов прибыл на базу Северного флота — Полярный. Это событие случилось 24 октября 1943 года.

— Последние мили до родной базы показались самыми трудными, что и понятно — год не были дома, да и устали, конечно. Погода выдалась штормовая. Ветер доходил до 10-11 баллов, море — 8-9 (максимальное значение — 12 баллов). Кто ходил на тральщиках, знает, что и небольшая волна может раскачать, словно качели, а тут такой ветрище, такие валы! Осенью здесь не появлялись даже крупные корабли и суда, — написал в воспоминаниях один из штурманов.

С ним согласен и Александр Сапогов. После войны футболист рассказывал родным, что корабли подбрасывало и резко опускало с высоты десятиэтажного дома. Арктический поход особенно впечатлил представителя британской военной миссии, сказав, что только русские способны на такое.

Отдохнув три дня, четыре тральщика вышли в Карское море, чтобы встретить арктический конвой «АБ-55». Во время этой миссии ТЩ-113 Александра Сапогова вывел из снежного плена ледокол «Иосиф Сталин», ледорез «Литке» и грузовые пароходы. А охранявший конвой ТЩ-114 потопил немецкую подлодку.

За выполнение двух правительственных заданий Александра Алексеевича наградили Орденом Красной Звезды.

— В трудных условиях приёмки корабля за границей и освоения новой техники товарищ Сапогов проделал огромную работу с личным составом и добился в короткий срок освоения механизмов всем личным составом машины. Он же обеспечил бесперебойную и отличную работу моторов, хорошую сохранность материальной части при переходе из США на Родину.

За вывод из Арктики ледокола «Сталин» товарищ Сапогов в трудных условиях, благодаря мужественному труду, обеспечил отличную работу первой машины и обеспечил тем самым успешное выполнение правительственного боевого задания, — сказано в наградном листе 27 ноября 1943 года.

Всего Александр Алексеевич участвовал в 40 конвоях, в том числе 14 арктических. ТЩ-113 дважды отразил атаки немецких подлодок, а третью потопил. За время войны корабль старшины Сапогова прошёл 30824 мили, что равно пяти расстояниям от Бреста до Владивостока, включая 1310 миль с тралом, обезвреживая минные заграждения.

Александра Сапогова, кроме ордена Красной Звезды, наградили орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону советского Заполярья», «За победу в Великой Отечественной войне», благодарностями командующего Северным флотом и народного комиссара ВМФ.

Футболист демобилизовался 2 сентября 1946 года. Вернулся на ВМЗ, где трудился во втором трубном и профсоюзе. Был назначен председателем колхоза «Путь Ленина» в Нижней Верее. По словам дочери, Александр Сапогов поднял организацию с нуля и сделал её богатейшей в области. За успехи в хозяйстве руководителя наградили орденом Ленина.

— Все подчинённые уважали и равнялись на Александра Алексеевича. Умнейший, способный и работящий человек. Вставал на работу в пять утра и заканчивал её только вечером, — рассказали родственники.

Александр Алексеевич Сапогов умер 29 декабря 1968 года.

Использована информация сайтов wiki.wargaming.net и «Память народа»