Алексей Князев: «Убери любого из состава, и чемпионство уже под сомнением»

В 2022 году хоккейный клуб «Металлург» выиграл первенство Нижегородской области. Коллектив победил в регулярном турнире и не потерпел ни одного поражения в плей-офф. Выкса.РФ узнала чемпионские секреты у наставника Алексея Князева.

— «Металлург» пропустил прошлый сезон. Как команде удалось выиграть первенство?

— Да, прошлый турнир мы не играли из-за эпидемии. Все обрадовались, когда завод разрешил нам стартовать в новом сезоне. Подготовку начали в сентябре, однако октябрь вылетел из-за поломки системы заморозки в ФОКе «Баташёв-Арена» и коронавирусных ограничений. Вдобавок основной нападающий Максим Шотин получил травму и пропустил почти весь сезон. Нам пришлось перестраивать пятёрки.

Несмотря на сложности, подошли к первенству в оптимальной форме, насколько это возможно. Досрочно победили в регулярном чемпионате, потерпев только два поражения. В Арзамасе — по делу, а на Первомайск не настроились. В плей-офф выиграли все матчи и стали чемпионами. Спасибо всем ребятам и играющему тренеру Дмитрию Злуникину!

— Получается, задачу перевыполнили?

— Я действительно говорил перед сезоном, что цель — попадание в тройку. Но это была задача-минимум, а мы хотели стать чемпионами.

— Чувствовали себя фаворитами первенства?

— Фавориты — не фавориты, а одни из лидеров. Первые раунды плей-офф обязаны были проходить. Переживали только за финал с «Арзамасом».

— Из-за поражения в регулярке?

— Это тоже. Специально готовились к «Арзамасу», искали способы нейтрализовать сильные стороны. Это молодая взбалмошная команда — четыре полноценных звена. Быстрые, техничные! Мы обычно выдерживали период-полтора их атак, а затем получали шанс и открывали счёт. Переиграли соперника благодаря тактике — у нас сложился оптимальный баланс молодости и опыта. Я бы не сказал, что матчи получились сложными, больше думал, как настроить команду.

— Но ведь во втором матче вы одержали волевую победу со счётом 5:4.

— Мы поехали в Арзамас в ослабленном составе, без основного вратаря. На третий период поставили молодого голкипера Виктора Борща. Он не подвёл — несколько раз выручил, — а свои моменты мы реализовали!

— Когда почувствовали, что стали чемпионами?

— За пять минут до конца третьего матча. Праздновать ещё не начали из-за разницы в две шайбы. Дважды бы нам не забили, но на душе всё равно было неспокойно.

— Видели так много болельщиков в Выксе, как на финале?

— В этом сезоне так много никогда не ходило. Было человек 700, если не больше: сидели на трибунах и стояли вокруг льда. Хотя в других городах это стандартная посещаемость, по крайней мере с нашим участием. Много болельщиков ходило в год открытия «Баташёв-Арены», но тогда за «Металлург» играли мастера. Сейчас у нас матчи тоже упорные, захватывающие. Шайбы и силовая борьба присутствуют — интересное зрелище!

— Не обсуждали строительство второй трибуны?

— Только в первый год, когда ФОК открыли. Вторую трибуну можно поставить за дальними воротами, всё зависит от руководства и финансирования.

— Почему федерация не вручила «Металлургу» кубок сразу после финала?

— В федерации сказали, что поехали в Саров, где в тот день проходил финал чемпионата области. Я считаю, неправильно, что Выксу обделили. Могли к нам тоже кого-нибудь направить. Хоккеистам было бы намного приятней получить медали сразу после матча. Кубок мне вручили только спустя месяц в Нижнем Новгороде. Церемония с участием детских, взрослых и ветеранских команд прошла на главном городском стадионе. Никто из выксунских хоккеистов на неё не поехал из-за работы.

— Все хоккеисты ходили на тренировки?

— Мы играли из-под работы. У кого получалось, тот и приходил — в этом сезоне ребята старались не пропускать тренировки. У нас с Дмитрием Злуникиным был план занятий на весь сезон: правильно рассчитали спад в середине турнира и подъём. На пик формы вышли к плей-офф. Наша основная проблема заключалась в нехватке льда: мы занимались только три раза в неделю, а этого недостаточно. Спасибо Алексею Карпычеву, который разрешал хоккеистам тренироваться с юношеской командой, если кто-то много пропустил из-за работы.

— Как вы играли?

— У нас быстрые крайние нападающие, поэтому делали акцент на фланги. Выходили из обороны через центрфорварда, который направлял атаки направо или налево. Молодёжь вкатывалась в зону, останавливалась и дальше разыгрывала комбинацию. На тренировках активно отрабатывали большинство, в результате забросили много шайб. Также уделяли внимание выходам два в одного и три в одного. За пятнадцать минут до конца, на двусторонках, обозначали силовые приёмы, чтобы не травмироваться.

— За взрослую команду выступают молодые хоккеисты?

— В этом сезоне привлёк 16-летних ребят. Я бы и 15-летних выпустил на лёд, но федерация запретила им играть. Считаю, это неправильно!

— В первенстве разрешены силовые приёмы?

— Да, играем по всем правилам хоккея. Просто не все команды действуют жёстко, особенно те, кто раньше выступал в арзамасской и других любительских лигах. Там силовые приёмы запрещены во избежании травм.

— В команде есть страховки на случай травм?

— Обязательного страхования в первенстве нет, каждый сам заботится о своём здоровье.

— Как подбирали состав?

— Взяли проверенных ребят: тех, кто играл за нас раньше. Желающих было много, но заявка на сезон ограничена. Единственное, огорчило, что Георгия Меньшова забрали в армию. Он служит в Муроме, поэтому нам удавалось освобождать его на матчи.

— Почему по ходу сезона несколько хоккеистов покинули команду?

— В первенстве разрешено играть только местными хоккеистами. Есть лазейка — можно брать любителей без контрактов и трёх ребят из соседних районов. Для нас это Навашино, Кулебаки и Вознесенское. Андрей Степанов и Юрий Ленин в заявке считались вознесенцами, хотя по факту давно переехали в Выксу. Плюс взяли котов в мешке из Балахны. Двое — Антон Бакарас и Андрей Сонаев — не подошли нам по уровню, мы с ними попрощались, Александр Борисов остался играть.

— Кто лидеры вашей команды?

— Федерация признала Дмитрия Злуникина лучшим защитником первенства. Он капитан, лидер в раздевалке. Николай Куликов стал лучшим бомбардиром регулярки и плей-офф, хотя его почему-то на церемонии не отметили. Алексей Борисов и Виктор Киров, несмотря на возраст, сильно помогли. В защиту вернулся детский тренер Алексей Карпычев. У него несколько команд — большая нагрузка. Мы договорились, что в приоритете его воспитанники, к счастью, он сыграл за нас почти все матчи. «Металлург» выступил в свою силу, даже где-то прыгнул выше головы. Убери любого из состава, и чемпионство уже под сомнением.

— Где «Металлург» будет играть в следующем сезоне?

— Мы хотим остаться в первенстве. В высшей лиге без легионеров нечего делать, а на них нужны деньги. К тому же, если брать иногородних, то местные хоккеисты получат меньше времени.

— Что нужно улучшить?

— Хотим больше льда для тренировок. Три дня в неделю — это мало. К сожалению, ситуация вряд ли изменится. Зимой, конечно, можно тренироваться на стадионе «Металлург», но нужны условия. Раньше под главную команду специально готовили корт — теперь этого нет. Лёд заливают каждое утро, но к вечеру его успевают разбить — противно кататься. Вместо европейской сделали маленькую канадскую коробку. Тренироваться на ней тесно, к тому же в ФОКе площадка большая — чередование только навредит игре.

— Расскажите о себе. Какие видами спорта вы занимались, прежде чем стать тренером?

— Я жил рядом с «Металлургом», все зимние и летние вечера проводил на стадионе. У нас был тренер-общественник Вячеслав Михайлович Малеев: занимался у него футболом и хоккеем, играл на «Кожаных мячах» и «Золотых шайбах». После первого юношеского хоккейного сезона ко мне и Сергею Цыпляеву подошёл наставник Александр Иванович Киров. Вот-вот должен был стартовать футбольный чемпионат. Предложил попробовать — мы согласились. Два месяца ходили в спортзал: учились принимать, останавливать мяч, делать передачи. Закружилось-завертелось, зимой — хоккей, летом — футбол. В 1987 году выиграли областной «Кубок надежд» (бывшую «Золотую шайбу»).

— Когда дебютировали за взрослых?

— В 1989 году пару или чуть больше матчей сыграл за футбольный клуб «Металлург». В том сезоне команда взяла серебро первенства РСФСР среди КФК. Мне, молодому, пробиться в состав было тяжело: тренировался и выходил на замены. В ноябре призвали в армию.

— Где служили?

— В Балашихе в дивизии оперативного назначения имени Дзержинского. Когда я служил, многие советские республики пытались отсоединиться, возникали беспорядки с жертвами. Мы защищали граждан от разъярённой толпы. Два раза был в Баку — в январе 1990 года, когда погибло много людей, а потом на годовщину этих событий.

Дважды, в 1990 и 1991 годах, находился в Нагорном Карабахе, в Степанакерте. Командировки длились по три месяца, потом нас меняли. Фактически уже шла война, мы участвовали в боевых действиях. По сути были миротворцами, стояли на границе, чтобы предотвратить столкновения между Арменией и Азербайджаном. Обе страны активно скупали оружие: подходили на блокпост и предлагали автомобиль «Волга» за один автомат. Когда из-за предательства Горбачёва распался Советский Союз и ушли наши войска, вспыхнула война. Она продолжается до сих пор, уже более 30 лет. Я не понимаю, зачем обеим странам этот Карабах. Никаких ресурсов, одни горы да пастбища.

— Вернулись в спорт после армии?

— Я демобилизовался в ноябре 1991 года. Хоккей бросил, потому что в состав было нереально пробиться. В 1992-м выступал в футбол за «Дружбу», которая благодаря мясокомбинату раздавала квартиры и дома. Предложили поиграть год-два и получить жильё. В команде собрались лидеры «Металлурга» и «Авангарда»: Михаил Гроздов, Сергей Вятин, Николай Викулов и многие другие. С таким составом взяли серебро чемпионата области и дошли до финала Кубка. В первом круге выходил на замену, а затем пробился в стартовый состав. В «Металлург» меня тоже звали, но я отдал предпочтение «Дружбе», хотя квартиру в итоге так и не получил.

В 1993-м из-за экономического кризиса «Авангард» и «Дружба» объединились, у мясокомбината и ДРО денег на две команды уже не хватало. Играл теперь из-под работы. В «Металлург» проситься было стыдно. В 1994 году перешёл в «Восход», потому что «Авангард-Дружба» распался. В следующем сезоне новый наставник «Металлурга» Константин Малинин пригласил в команду. Сыграл больше половины матчей в третьей лиге чемпионата России и забил два гола.

— Почему в следующем сезоне покинули «Металлург»?

— Руководство назначило главным тренером Михаила Бекетова. Он привёз своих футболистов, которые играли в ФНЛ и ПФЛ. Как раз Виталий Лазин приехал. Они были объективно сильнее меня, кто-то должен был уйти. Начал выступать за дубль. В 1997 году меня попросили освободить место: я устроился детским хоккейным тренером и стал играть в своё удовольствие. Филинское, Павлово, Навашино, снова дубль. Наибольших успехов добился с выксунским «Колёсником», с которым взял серебро и бронзу чемпионата области.

— Когда вернулись в хоккей?

— В 1998 году. Тренируя детей, вспоминал, как играть. В ХК «Металлург» меня вернул Владимир Карпунин, потому что команда едва не распалась. Работы в Выксе не было — все ездили по командировкам в другие города. В моё время в высшей лиге пошла мода приглашать звёзд. За «Металлург» играли двукратный чемпион мира Юрий Фёдоров, вратарь «Торпедо» Александр Котомкин. На матчах собирались аншлаги, всем хотелось посмотреть на мастеров. В тот год взяли серебро.

— Когда вы возглавили ХК «Металлург»?

— Во втором круге сезона 2009/2010. В январе умер главный тренер Андрей Мешкарёв, на его место назначили меня. Я даже пытался играть, но после пары матчей понял, что совмещать нельзя. Завершил игровую карьеру и начал тренерскую. Со льда и со скамейки по-разному смотришь на матчи. За тринадцать лет завоевали множество медалей, а в 2017 году впервые победили в первенстве области.