1 октября 1988 года в Выксе зародилось фанатское движение, которое основали воспитанники «Металлурга» и студенты техникума. Его основоположник Дмитрий Гадалов впоследствии стал легендой выксунского футбола. Многие из той юношеской команды связали жизнь с областным спортом, а часть, завершив карьеру, осталась на трибунах стадиона.
20 июля один из организаторов активной поддержки Алексей Кравец отмечает 49-й день рождения. Спортсмен рассказал:
— кто предложил зелёно-белые и зелёно-чёрные цвета;
— сколько человек входило в фанатскую группировку;
— какие были первые выксунские кричалки;
— когда команда впервые подошла к фанатам;
— почему сам не стал футболистам «Металлурга» и как взял серебро чемпионата области с «Дружбой».
— Алексей Александрович, давайте обо всём по порядку. Как в вашей жизни появился футбол?
— Я играл на «Кожаный мяч» у тренера Геннадия Агафонова, а в двенадцать лет перешёл в «Металлург» к Виктору Денискину. Периодически выступал за старший 1972 год рождения — и под руководством наставника Александра Кирова завоевал бронзу чемпионата области.
Мои ровесники Дмитрий Гадалов, Роман Исаев и Вадим Спирин играли за эту команду в основном составе. В 1987 году они стали чемпионами. Киров воспитал зверскую банду: вратаря Евгения Мурысёва, Андрея Курганского, Владимира Федулаева и многих других.
— Как вы стали футбольным фанатом?
— В 1985 году маму положили в больницу. Отец сказал, что из-за работы не сможет обо мне заботиться и на всё лето отправил в Москву к старшему брату Николаю. А он болел за «Спартак» и водил только на него. Я тоже пристрастился — с тех пор поддерживаю красно-белых.
Матчи проходили в «Лужниках». Однажды мы сидели на вираже, а брат спустился попить воды и не вернулся ко второму тайму. Мне одиннадцать лет. Все фанаты начали кричать: «Спартак» — чемпион!» — я к ним присоединился. Орал все сорок пять минут!
— Как зародилось фанатское движение в Выксе?
— В техникуме познакомился с Владимиром Рудницким и Сергеем Сычёвым. Они тоже спартачи. Обсудили всё и договорились попробовать… Первые крестом нашитые флаги были зелёно-белые и зелёно-чёрные. Такие цвета предложил Дмитрий Гадалов. Три флага сшил на машинке Володин отец Пётр Алексеевич, а ещё один сделал наш друг Сергей Буданов.
— Какой матч выбрали для дебюта?
— В 1988 году «Металлург» боролся за чемпионство и по итогу завоевал титул. 1 октября в Выксе проходил матч с горьковским «Радием» (1:1). Мне этот день ещё потому запомнился, что футбольная сборная СССР выиграла у бразильцев финал Олимпиады. Посмотрели матч по телевизору и прямо с техникума всей толпой побежали на стадион «Металлург». Из комсомольской комнаты стащили горн и барабан. Ещё у нас была рында (судовой колокол. — Прим.). Выбрали Малую трибуну, где выход в парк — нынешние фанаты сидят чуть левее.
— Как болельщики и команда отреагировали?
— В Выксе тогда было меньше развлечений, поэтому на стадионах собиралось много зрителей. Это сейчас есть клубы, рестораны, а тогда люди отдыхали на футболе. Даже в парке негде было посидеть. Стадионы «Металлург» и «Авангард» являлись центрами притяжения, а выксунцы знали всех игроков. Большая трибуна заполнялась практически целиком. На матче с «Радием» вдобавок проводилась лотерея — свободных мест вообще не осталось. Как писали потом в газете, собралось свыше восьми тысяч зрителей.
Для Выксы фанаты были необычным явлением. Я смотрел хронику 1950-х годов, болели следующим образом: двое — за одну команду, трое рядом — за другую. Здесь мы организовались. Около двадцати человек, барабаны, горн, четыре флага, один такой приличный по размерам. Претензий к нам не было, потому что мы не нарушали порядок.
Наверное, поддержка помогла «Металлургу». Мы фанатели будь здоров! Хотя лично для меня как футболиста лучше играть в гостях, чтобы из своих никто не видел. Не дай бог ещё родственники придут: начинаешь пижонить, выпендриваться и всё — пятьдесят процентов поражения.
— Кто был с вами на трибуне в тот день?
— Перечислю, кого вспомню. Владимир Рудницкий, Сергей Сычёв, легкоатлет Сергей Буданов. Все футболисты «Металлурга-1973», потому что наш тренер Виктор Денискин ещё играл, и мы пришли за него болеть. Среди них: Дмитрий Гадалов, Роман Исаев, Вадим Спирин, Олег Белов и Валерий Никифоров. Последний был младше, но уже играли за нас.
— Какие были кричалки?
— «Через годик, через два Выкса будет в УЕФА!», «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы металлурги — дети рабочих!», «Разгильдяи в красных майках, вам играть на балалайках!» и другие. К кричалке «ЧБЗ» (чёрно-белый и зелёный. — Прим.) мы не имеем отношения — она появилась у следующего поколения фанатов.
— На каких матчах в 1988 году ещё фанатели?
— Осенью в Выксе проходил Кубок сезона. Тогда мы собрались во второй и третий раз. Также с флагами, барабанами и горнами. В полуфинале наши крупно проиграли пацанам «Локомотива», дублёрам, потому что у них основа не поехала. «Металлург» обложил соперника со всех сторон: пасы, перекаты (мы так всю жизнь играли, даже потом), а «Локомотив» всякий раз убегал в контратаку и накидал шесть мячей.
— Наставник Вячеслав Крыгин рассказывал мне, что футболисты хотели сыграть с «Локомотивом» по-своему. Он им разрешил, вот они и уступили.
— Да, «Металлург» держал мяч, а эти контратаковали. В матче за третье место наши футболисты наехали на судью: он удалил троих, но мы всё равно победили по пенальти. На этом турнире игроки после матча впервые поблагодарили за поддержку. К сожалению, после этого мы фанатской группой больше не собирались.
— Почему вы сами не играли за «Металлург»?
— Клуб выступал на Россию, и я просто не смог пробиться в состав. Нас, юношей, периодически подтягивали на двусторонки. Я хоть и быстро бегаю, но за Дмитрием Модиным не успевал. Там такая конкуренция… Только Дмитрий Гадалов и Вадим Спирин прошли, ну и Роман Исаев немного играл.
— Куда отправились?
— В 1991 году напросился в «Авангард» к тренеру Валерию Горбенко. Однако сыграл всего один матч. На Кубок области в Павлове вышел на замену во втором тайме, но мы уступили «Торпедо» в дополнительное время. Потом у меня заболел отец (он умер от рака в 1992-м), и я забил на тренировки. Осенью вернул Горбенко форму «Авангарда».
— Не пожалели?
— Играть тянуло. Весной 1992 года опять пришёл на стадион «Авангард». Ещё снег лежал. Попросил Горбенко снова взять в команду, но он отказал, потому что я нехорошо поступил.
— Что предприняли?
— Дело случая. Грустил один в раздевалке, и сюда забежал Сергей Вятин — что-то из экипировки забыл. Поздоровались. Серёга сказал, что «Дружбе» не хватает футболистов для двусторонки. Я только бутсы надел, играл прямо в брюках. Встал в обороне… В этот день всё попёрло: на грудь принимаю, в касание отдаю, играют через меня. Если забрасывают за шиворот, то я догоняю и отнимаю. После тренировки наставник Николай Викулов поймал в раздевалке и сказал, что теперь буду с «Дружбой» тренироваться.
— Как готовились к первому полноценному сезону?
— Буквально «умирал» на предсезонке: впервые почувствовал, что такое взрослые тренировки. Сборы проходили в детском лагере «Лазурный». Я учился на четвертом курсе, но диплом уже сделал. Поехал вместо Андрея Дорофеева и Алексея Князева, которых не отпустили с работы.
— Как много играли?
— У «Дружбы» были деньги — тренер собрал крутую банду. Иногда выходил на замены крайним полузащитником, но больше смотрел, как играют мужики. Два гола я всё же записал. В Ворсме попал в девятку ворот «Спартака» и сделал счёт 5:2. Этот матч мы выиграли 6:3. А дома забил победный четвёртый гол «Радию» — вышел один на один и пнул мимо вратаря.
— Как выступили?
— Взяли серебро чемпионата и вышли в финал Кубка области. Обидно, что не добились большего. Особенно не повезло в финале. В Выксе и на Бору мы обстучали все штанги, мяч никак не лез в ворота. Пересматривали кассету. Например, Олег Дроздов бил головой в упор, уже руки поднял, чтобы праздновать, а мяч попал в стойку и отлетел к вратарю. Частный случай перерос в систему. А Бор на своём огороде заковырял нам единственный гол.
— Почему в 1993 году «Авангард» и «Дружба» объединились?
— У «Дружбы» были деньги, у «Авангарда» — стадион. Я уже играл в стартовом составе: забил девять голов, но в основном делал передачи. На тренировках отрабатывали такую комбинацию. Я пробегал по флангу и навешивал, а высокий Алексей Князев почти всегда забивал головой.
— Как с вашими проблемами вышли в финал?
— Вопреки. Лидеры Сергей Вятин, Михаил Гроздов, Александр Шемяков вернулись в «Металлург», а мы, молодые, остались. Больше всего сказалась потеря Серёги. Мне всегда импонировала его игра — техничный, быстрый, мобильный, и мяч тяжело отнять. Первый полуфинал в Ясенцах мы проиграли 2:3. Шёл дождь, мяч застревал в лужах. Я дважды накрыл защитника, убежал и оформил дубль. Только в конце пропустили победный.
— Как сложился ответный матч?
— После перерыва Николай Викулов открыл счёт с пенальти. А мы ещё с первого тайма играли в меньшинстве. Александр Анатольевич Зайцев завёлся, хотя по жизни спокойный, и получил вторую жёлтую карточку за пререкания с судьёй. Когда оставалось пять минут, обрезались, и парень из «Старта» убежал в контратаку. Он даже до штрафной не добрался, но как бахнул в девятину — вратарь Владимир Давыдов только руки развёл.
Не знаю, откуда взялись мотивация и силы, но мы устроили настоящий навал. Дважды мяч не шёл в ворота, но всё-таки забили. Во вратарской была настоящая толпа. Мог ударить я, но стоявший впереди Князев пробил со всей силы в левый угол. Туда прыгнул вратарь, но мяч срикошетил от ноги защитника и улетел под правую штангу. Даже если бы Князев не забил, то дальше находился ещё Сергей Трушкин — он бы точно замкнул передачу.
Розыгрыш с центра поля и сразу финальный свисток. Мы обниматься, кувыркаться, Сергей Мишин сальто делать. Радость неподдельная. Только ясенецкие мужики недовольны, мол, чемпионат мира что ли выиграли.
— Как собирали состав на финал с сергачским «Кристаллом»?
— По капле, в запасе находились только играющий тренер Валерий Горбенко и вратарь Александр Давыдов. Игроков на все матчи с трудом собирали, финал — не исключение. У нас было мало шансов на победу. На моём фланге бегал полузащитник, за которым я не успевал. После перерыва его заменили. Подумал, станет полегче. Ещё бы — второй стал носиться хлеще первого.
У меня тогда впервые свело икроножную мышцу. Распрыгался на пятках, но потом допустил грубую ошибку из-за усталости. Сергач втроём накрыл меня в центре поля. Я увидел вдали нашего вратаря Владимира Шилова и плассером скинул ему мяч. А нападающего «Кристалла» не заметил. Он перехватил мяч, оббежал вратаря и забил второй гол. В следующей атаке получили третий.
Вскоре снова свело ногу (даже ходить не мог), и меня заменили на вратаря Александра Давыдова. Саня до сих пор помнит, что в финале Кубка вышел в поле. Так я впервые оказался причастен к футбольной карьере нашей легенды.
— Какой второй случай?
— С моей передачи Валерий Горбенко забил самый возрастной гол выксунского футбола. В 47 лет! Как получилось?! 6 октября мы играли дома с Сосновским. Я обокрал оппонента и отдал пас, и Валерий Николаевич забил почти в пустые ворота.
— Что сделали, когда команда «Авангард-Дружба» распалась?
— В 1994 году немного играл из-под работы за выксунский «Восход». Всю предсезонку пропустил, потому что на зимнем турнире повредил голеностоп. Вернулся прямо к началу чемпионата. Тактика была простая — мы грузили мячи на Алексея Князева и Игоря Шолохова, которые здорово играли головой. Потом меня поставили в смену в ТЭСЦ-3. Тренироваться толком не получалось, и в июле я завершил карьеру.
— Тогда же вернулись на трибуны?
— Да, активно болел вместе с Юрием Разваловым, Владимиром Шиморяновым, Александром Ульяновым и Павлом Крыловым. Мы все коллеги с третьего трубного. Были промежуточным звеном между болельщиками и фанатами. Свистели и заряжали кое-какие речёвки.
Тогда все сходили с ума от побед «Металлурга» — от директоров завода до последнего фаната. Однажды предприниматель и бывший футболист команды Сергей Андриянов подарил Гарринче, так все называли Развалова, мяч как лучшему фанату.
— Как долго вы фанатели?
— Где-то до конца 90-х. Тогда же рядом пристроились молодые парни с речёвками и кричалками из других городов. Это уже настоящие фанаты!
— Вы бывали на выездах?
— Только однажды, в 2003 году, когда «Колёсник» выиграл у «Гидроагрегата» из Павлова финал Кубка области. Назад ехали в автобусе вместе с Николаем Викуловым. Вспомнили «Дружбу», былые времена и рубку с Бором. На другие матчи не ездил, потому что не было возможности.
— Не думали снова стать фанатом?
— У меня, к сожалению, выездной характер работы. Даже не знаю, где буду завтра. В «Газпроме» нельзя отказываться от командировок.
— А после «Восхода» где-нибудь играли?
— В зимнем мини-футбольном турнире: за «Томогавк», «У сосны», и «Реал», состоявший из воспитанников Виктора Денискина. Наша «юношеская» команда становилась чемпионом. Вместе с «Колосом» из Новодмитриевки дважды брал бронзу первенства ВМЗ.
Футбол бросил только в 43 года, когда артроз победил. А за девять лет до этого у меня полетели внутренний и внешний мениски на правой ноге. Вот так неудачно столкнулся на зимнем турнире. Четыре месяца валялся в гипсе в Выксе, пока связки не срослись. Потом поехал в Нижний Новгород, в Семашко, где мне сделали операцию. Всё прошло удачно — стал ещё и за ветеранов несколько раз в неделю играть!