28 ноября легендарный защитник «Металлурга» Сергей Макаров отмечает 35-летний юбилей. На счету спортсмена 316 матчей и 29 голов. По встречам это один из самых высоких показателей в новейшей истории. Игрок ответил на вопросы:
— почему в 15 лет задумывался о завершении карьеры;
— с каким чувством пришёл на первую тренировку «Металлурга»;
— почему футболистам нужно платить деньги;
— от чего получает удовольствие в работе.
— Сергей, кто тебя научил играть в футбол?
— Я жил у стадиона «Авангард» и именно здесь впервые вышел на поле. Первый тренер — Валерий Горбенко, у него же одну зиму занимался хоккеем. Нас было тридцать детей, в том числе Кирилл Чураев и Михаил Рытов. Удивительно, как он справлялся с такой толпой!
Спустя два года я вслед за Чураевым перешёл в «Металлург» к Олегу Кирову. Под его руководством играли в первенстве России, брали серебро чемпионата области. Практически все из нашего выпуска стали футболистами. Из тех, кого не назвал, самые известные — Кирилл Балихин, Андрей Шалунов, Виктор Коноплёв, Кирилл Тарасов, Антон Поливцев, Александр Кондрушин и многие другие.
— Почему ты стал центральным защитником?
— Ногой по мячу попадал редко, а головой снимал почти весь верх. Вот Олег Иванович меня и определил. Он нас сразу готовил к мужскому футболу.
— С детства задумывался о карьере футболиста?
— Не всегда. В пятнадцать лет наставник Вячеслав Крыгин заявил меня за дубль «Металлурга», но почти не выпускал. Это самый трудный период — думал бросить футбол и поступить в техникум. Огромное спасибо Кирову за то, что он морально поддержал и проводил для меня и ещё четырёх ребят индивидуальные тренировки.
Спасло то, что в следующем сезоне «Металлург» потерял профессиональный статус и ушёл в третий дивизион первенства России. Команду покинули почти все легионеры, а на их место пришли дублёры, в том числе и я.
— Какие впечатления от первой тренировки?
— 5 января 2004 года под руководством Евгения Попова мы собрались в спорткомплексе «Металлург». Ещё не закончились новогодние праздники, у всех было замечательное настроение. В раздевалке встретил звёзд выксунского футбола: Дмитрия Голубева, Дмитрия Гадалова, Александра Давыдова, Михаила Рытова. Немного засмущался. Трое последних потом уехали в профессиональные команды. К счастью, остались вратарь Евгений Мурысёв, защитники Алексей Трусилин и Виталий Лазин.
— Первенство Приволжья не сравнится с ПФЛ…
— Мне было неважно, где команда играла: в чемпионате страны или города. Первая предсезонка проходила вечерами на заснеженном поле. Укатывали его, а затем бегали многочисленные кроссы. Тяжело… Но по-другому во взрослый футбол перейти нереально. Потом уже привыкли к таким нагрузкам.
— С кем дебютировал?
— На Кубок с арзамасской «Дружбой», причём Попов сразу поставил в стартовый состав. Тогда ещё играли по старой схеме с либеро. Я был передним центральным защитником, а Лазин меня страховал. Оба матча завершились вничью 0:0. Я тогда в первый раз исполнил послематчевый пенальти — забил. А вот Трусилин — нет, и мы вылетели в первом раунде. В этом же сезоне забил шесть голов с игры — мой личный рекорд, хотя в детстве ни разу не поразил ворота. О чём это говорит? Шанс есть у каждого, просто им надо пользоваться!
— Вас как-то поощряли?
— Мы все подписывали трудовой договор, даже в книжке написано: «Футболист-любитель». Первую зарплату получил ещё в дубле — 417 рублей, на КФК повысили до 1500-1700 рублей, с каждым годом чуть-чуть прибавляли.
Когда ты молодой, деньги уходят на второй план. Но даже в таком возрасте людей всё равно нужно стимулировать: ты тратишь время на тренировки, во многом себе отказываешь. Отдохнуть тоже хочется. Не у родителей же спрашивать на карманные расходы. Потом оканчиваешь техникум/институт. И в семье начинают задавать вопросы, почему ты в футбол играешь, а не работаешь. Именно в этот момент большинство завершает карьеру.
— Что изменилось в 2006 году, когда «Металлург» возглавил Дмитрий Голубев?
— Перед командой поставили цель бороться за призовые места. Из Курска вернулся вратарь Александр Давыдов. Уже тогда легенда — мы смотрели на него с открытым ртом. Стали приглашать легионеров из Мурома, а потом и из других городов. Сначала не получалось, а в 2012 году мы завоевали серебро и получили путёвку в ПФЛ.
Уступили йошкар-олинскому «Спартаку» только по дополнительным показателям. В «золотом» матче нам нужна была только победа, а гостей устраивала ничья. Они приехали в Выксу и всей командой заперлись на своей половине. Взломать их оборону так и не получилось — 0:0.
— Почему именно Нижегородской области дали путёвку на Кубок регионов УЕФА?
— Спасибо дзержинскому «Химику», который, выиграв первенство Приволжья, получил профессиональный статус. А играть в Кубке регионов УЕФА могли только любители. Вот федерация и поставила главным тренером сборной выксунца Дмитрия Голубева. Сначала мы выиграли отбор в Нижнем Новгороде, победив Белоруссию (6:1), Турцию (5:2) и Грецию (2:0).
А в Хорватии уже играли с сильными командами. Если бы не глупое поражение от Румынии (0:2), то мы могли побороться за золото. Заняли в группе второе место, обыграв Хорватию (2:0) и Словакию (5:0). Поскольку матч за третье место не проводился, то нас и Бельгию наградили бронзовыми медалями.
— Как изменились тренировки, когда «Металлург» вернулся в профессиональный футбол?
— Теперь они могли быть двухразовыми. Если раньше «Металлург» подстраивался под нашу учёбу в институтах, то теперь уже сам назначал время. Перед каждой тренировкой — обязательное взвешивание и измерение давления. Появились врач и массажист, которые следили за состоянием игроков. Подход стал профессиональным!
— Пребывание в ПФЛ у «Металлурга» получилось коротким.
— Ещё осенью 2014 года появились слухи, что команде урежут бюджет. 1 февраля 2015-го о расформировании команды объявили официально. Кто-то успел найти новые команды, а я не знал, что дальше делать, потому что моей новорождённой дочери не исполнилось и года.
Подвернулся вариант с богородским «Спартаком», с которым я взял серебро чемпионата области. С 2016 по 2019 год играл за пешеланский «Шахтёр». Чемпионство, три Кубка области, суперкубок — отличные результаты!
— Почему так рано завершил карьеру?
— В 2020 году я ещё был в «Шахтёре», но ни одного матча не сыграл. Всему виной травма спины. Из-за неё трижды дёрнул заднюю поверхность бедра — вот и закончил. Тогда ещё этот коронавирус бушевал…
— Чем сейчас занимаешься?
— С 2015 года я тренирую юных футболистов в «Выксунце». Спасибо бывшему директору Елене Шибаевой за то, что взяла меня на работу, Игорю Ионкину и Максиму Спиридонову, которые рассказали, как нужно проводить занятия, общаться с воспитанниками и родителями. Получаю удовольствие, тренируя детей!