Иван Дивеев: отрывки из книги ДРО «С заводом едины»

5 страница. Первые месяцы в деятельности управления [«Выксастрой»] были организационными. К началу июня 1930 года здесь работало всего 6 человек: начальник — Буянский, главный бухгалтер — Костыщев, заведующий складами — Пичугин, геодезист — Жариков, начальник снабжения и хозяйственной части — Дивеев и секретарь-машинистка.

13 страница (с фото Ивана Николаевича Дивеева). 11 марта 1931 года бюро Выксунского райкома ВКП (б) записало в своем постановлении: «Бюро РК считает необходимым организовать строительство и оборудование единого учебного комбината для «Выксастроя», группы Выксунских заводов и «Судостроя».

Это решение поддержали областные и центральные органы. Уже в мае стройка учебного комбината развернулась форсированными темпами, в июле для его нужд было выделено 10 различных станков.

В учебный комбинат вошли школа ФЗУ, рабфак и техникум. Директором комбината был назначен Николай Николаевич Козаков, его заместителем по производству стал Иван Николаевич Дивеев. Первоочередной задачей стала быстрейшая реконструкция и строительство учебных мастерских. Для этого из учащихся были созданы бригады. Ребята работали с воодушевлением, самоотверженно.

Вот, один из примеров. Потребовались как-то чугунные отливки-кронштейны для крепления трансмиссии, корпуса и крышек подшипников. Попытались получить из литейной металлургического завода — там, вроде и не отказывали, но и делать не спешили, тянули время. Тогда заместитель директора учебного комбината И. Н. Дивеев обратился к группе литейщиков, работавшей под руководством мастера Михаила Маслова на монтаже вагранки литейной мастерской. Посоветовавшись, решили управиться собственными силами. Выкопали колодец, сложили напольный горн, на складе взяли тигель, и через 2-3 дня пламенная печь была готова. Модель сделали тоже в своей мастерской, приготовили формовочную землю, опоки сбили из досок, и пошла формовка.

15 страница. В рамках подготовки кадров было предусмотрено направлять работников в заграничную командировку, в данном случае, в Германию, на завод Круппа. Дело в том, что фирма Круппа (г. Магдебург) до 1930 года владела монополией на изготовление рудообогатительного и дробильного оборудования, поставляя его в большинство стран мира. Завод в Выксе строился по закупленным у Круппа чертежам. Там же советским правительством была приобретена и технология выпуска будущего дробильно-размольного оборудования, правда, не самая передовая. Первая группа для заграничной поездки состояла из четырех человек: Дивеев, Маслов, Тимохин и Юшеров. Готовились тщательно: изучали чертежи машин, отбирали узлы, на технологию изготовления которых необходимо было обратить особое внимание, учили немецкий язык. Перед командируемыми ставилась задача — по возвращении создать эффективную технологию производства отечественного дробильного оборудования.

18-19 страницы. В обстановке многочисленных трудностей и недоделок молодой коллектив машиностроителей начал подготовку к сборке первой дробилки. Несмотря на отсутствие нормальных условий (отопления в цехе еще не было), за дело взялись с воодушевлением. Разметчики Быстров и Неклюдов под руководством мастера И. Н. Дивеева приступили к установке разметочных плит, разметке деталей будущей дробилки. Вслед за разметкой шла обработка деталей на станках. «Шатуны», «ползуны», «челюсти», да и сама «станина» делались из стального литья. Сборка первой дробилки была поручена наиболее квалифицированным работникам: Корнелию Прокофьевичу Игошину и Вячеславу Михайловичу Роганкову.

К 30 марта 1933 года дробилка была готова. Это была настоящая победа, победа всего заводского коллектива! Весила дробилка 4 тонны, производительность ее составляла всего 5 кубометров в час, но это была первая отечественная дробилка. Назвали машину «Комсомолка». Неизвестно, кто первый предложил это название, но оно объединяло в себе и боевую молодость предприятия, и авангардную роль заводской комсомолии в создании отечественного производства камнедробилок. Корпус дробилки украсил комсомольский значок, нарисованный молодым конструктором Гурием Николаевичем Гундобиным.

О трудовой победе выксунских машиностроителей делегат И. Н. Дивеев рапортовал на областной партийно-технической конференции.

31 страница. «С восьми часов вечера этого дня супруги Игошины, жизнерадостные и бесконечно счастливые, принимают гостей по случаю новоселья. И каких гостей! Здесь сам директор товарищ Бороздин, главный инженер завода товарищ Минарский, секретарь парткома товарищ Есин, председатель завкома товарищ Юшеров, начальник цеха Дивеев, начальник финансовой части Фигуровский; здесь друзья и товарищи по работе; лучшие ударники, бригадиры, мастера и представители общественных организации: Махов, Шатков, Андреев, Киселев, Шилин, Денисов, Асосков и другие.

С середины 30-х годов разворачивается общественное движение по привлечению домохозяек к общественной работе. В период первых лет существования завода большая часть женщин не была занята на производстве. Активисты поставили перед собой задачу сделать их участницами заводской жизни, поднять их культурный уровень. С этой целью устраивались семейные вечера, на которых культурно-массовые мероприятия сочетались с обсуждением заводских проблем. Например, 11 февраля 1935 года подобный вечер проходил в клубе. На нем начальником цеха Дивеевым был сделан доклад о работе цеха, ударники вместе с женами приняли участие в его обсуждении, указали на недостатки. Потом все дружно смотрели спектакль.

180-181 страницы. Так, в 1946 году в составе отдела [главного технолога] было создано бюро механической обработки. Руководили бюро в разные годы И. Н. Дивеев, И. А. Милов, Н. М. Гришин.

Отрывки из книги ДРО «С заводом едины», 2003 год