Александр Зайцев: «Горжусь Михаилом Рытовым»

В 2016 году в «Кузнице футбола» вышло интервью с трехкратным чемпионом области Александром Зайцевым. В 1974-м он выиграл турнир с «Авангардом», а в 1988-м и 1993-м завоевал титул с «Металлургом». После завершения карьеры наш собеседник руководил детско-юношеской школой.

— Александр Алексеевич, с чего начинался ваш футбольный путь?

— Я родился в районе Монастыря. Улицы, где я жил, уже не существует. В соседях у меня был Сергей Сергеевич Захаров – игрок и в будущем главный тренер «Металлурга». Он – разносторонний человек: занимался футболом и хоккеем, крепко дружил с его младшим братом Александром.

В десять лет начал играть за монастырский «Темп», причём с ребятами на два-три года старше. Видимо, я чего-то умел, раз меня приглашали. Команд в те годы участвовало много: свои коллективы выставляли не только город и поселки, но и деревни. Играли в Антоповке, Досчатом, Шиморском, Монастыре, на Красной площади перед администрацией.

В тринадцать лет Алексей Николаевич Бушаёв позвал меня в «Молнию», а затем он плавно перевёл в юношескую команду «Авангарда», которую также тренировал. Мы играли на первенство области. В 1974 году меня стали привлекать к тренировкам взрослой команды. В основной состав было пробиться очень сложно. Сезон я начал в «Строителе» Треста-10, которая выступала в чемпионате среди строительных организаций. Состав был очень приличный: играли Иван и Владимир Карпунины, Александр и Сергей Захаровы, Анатолий Чуприн, в будущем футболист «Авангарда», Валерий Романович Лепестов, его брат Сергей. Мы были лидерами, и по ходу сезона я перешел в «Авангард».

В восемнадцать лет я играл регулярно, где-то выходил на замену, но твердым игроком основы не был. Команда вышла в финал. Он проходил осенью в Арзамасе, но сыграть в нем мне не довелось, остался на скамейке запасных. «Авангард» впервые стал чемпионом Горьковской области.

По окончании сезона меня призвали в армию. Я служил в городе Заполярный Мурманской области. О футболе пришлось забыть на два года, сыграл только в городском чемпионате по мини-футболу, но игры проходили в хоккейной коробке и… на льду. Для меня и это был праздник! Снять сапоги и в кедах побегать! Сыграл и две-три игры на первенство Мурманской области за комбинат «Печенганикель». Один из игроков входил в руководящий состав этого предприятия. Видимо, я неплохо себя зарекомендовал, он приходил в комендатуру, где я служил, и просил, чтобы меня отпустили на просмотр в мурманский «Север», но ему это не позволили. Я особо и не жалел.

В декабре 1976 года я демобилизовался, пришел на стадион «Металлург». Меня увидел Сергей Сергеевич Захаров и пригласил в «Металлург». Но я воспитывался в «Авангарде», играл за «Авангард», поэтому пришлось отказать. Ещё три года отыграл за свой родной клуб, мы показывали неплохие результаты. Постепенно игроки стали переходить в «Металлург», где были лучшие условия.

В марте 1980 году мы встретились с Захаровым и договорились о переходе в «Металлург». К слову, свои корни я не забываю и считаю себя воспитанником «Авангарда». С теплотой вспоминаю юношеские годы, главного тренера Валентина Степановича Шеманова, по-житейски мудрого человека, которого все уважали в городе, начальника команды Юрия Михайловича Яковлева, замдиректора завода ДРО, ветерана войны и труда, большого поклонника футбола Николая Ивановича Зиновьева.

К футболистам относились очень уважительно. Вот иду я по парку после армии и слышу голоса пацанов, им лет десять-двенадцать: «Смотрите, смотрите, вон Зайцев пришел из армии, он в «Авангарде» играет». Сейчас такого нет, а это неправильно.

— Первые голы помните?

— Я помню свой первый гол за юношей, в Первомайске забил. Обычно забивал по пять-шесть мячей за сезон. В 1984 году я был вынужден перейти в «Авангард» и забил больше десяти голов. Меня тогда не заявили за «Металлург» по надуманной причине — за нарушения спортивного режима. Мы с Валерием Николаевичем Горбенко были в хороших отношениях, я подошел к нему, он меня взял к себе в команду. Тот сезон стал одним из лучших в моей карьере. Команда собралась неплохая. Мне было двадцать восемь лет, я пользовался у них авторитетом, позже был капитаном в «Металлурге». В какой-то степени благодарен Вячеславу Алексеевичу Крыгину.

— На какой позиции играли?

— Когда я начинал в «Авангарде», то играл на краю полузащиты, иногда даже слева, но твердым игроком основы не был. Мои функции были ограничены, как у всех игроков, я выходил, выполнял установку тренера, а после игры ничего не помнил (улыбается). Потом уже стал центральным полузащитником.

— С кем нравилось играть?

— В «Металлурге» было приятно играть в связке с Евгением Михайловичем Поповым, старался ему соответствовать, дружим с ним до сих пор. Он играл под нападающим, а немного ниже на позиции разыгрывающего, Михаил Гроздов играл еще ниже и подчищал за мной огрехи и неточности. Оборона не была моим коньком, а он жесткий, очень хорошо играл головой, подключался на стандарты. Виктор Трусилин — защитник, капитан, этим все сказано, Дмитрий Модин – игрок с очень большим потенциалом, быстрый, в меру техничный, забивающий, но не раскрылся. Николай Скороделов для меня был очень труднообыгрываемый защитник. Виктора Трусилина, Александра Кондракова, Михаила Гроздова я мог обыграть, он этот был настолько цепкий, как клещ вцепиться, что хочешь, то и делай. Нравилось и с Александром Кировым играть, жесткий, принципиальный, со своеобразным юмором, Михаилом Спириным, Виктором Денискиным, Виктором Кировым, Сергеем Вайнером. «Металлург» был на ведущих ролях в области, поэтому слабых игроков в команде не было.

Поэтому народ и ходил на футбол. Болельщики тебя знали и требовали соответствующего уровня игры. Я как-то забил решающий гол, на поле выбежал болельщик и запрыгнул на меня, начал целовать. Приятно было, но неожиданно (смеется). Болели спокойно. Как-то раз приехали играть в Зеленодольск, народу много, они чего-то орут, барабанят. Сыграли вничью 1:1, я гол своему однофамильцу забил.

— После завершения карьеры сразу стали тренером?

— Да, я начал работать с детьми 1984-1986 года рождения. Тренеров было мало, а желающих тренироваться намного больше. В 1999 году впервые выиграли чемпионат области, результаты были хорошие не только у меня. Мы выходили на более высокий качественный уровень, больше внимания уделяли детям, материальная база улучшалась. Доходило до того, что я ездил на награждение и привозил целый пакет медалей и кубков. В президиуме смеялись: «Выкса все тут забрала».

Когда я работал директором спортивной школы, мы начинали играть в Детской футбольной лиге. Запомнился один случай. Приезжаем в гостиницу, нас спрашивают: «Вы откуда приехали?». Я отвечаю: «Выкса, Нижегородская область». Они даже название города не могли выговорить. Также к нам относились и соперники. Приходилось доказывать свою состоятельность.

В 1999 год мы приехали в Саратов, у нас первая игра с ижевским «Зенитом». Они приехали с зарубежного турнира в Японии, а по 1983 году вообще стали чемпионами России. С моим помощником Михаилом Спириным думали, что нам сейчас мешок набьют, но настраивали ребят в раздевалке. Сыграли вничью 1:1, причем Алексей Нибусин открыл счет. Тренер соперника подошел после игры и похвалил наших ребят. С этого все и начиналось. Никому неизвестная команда «Металлург» прокладывала себе путь в Приволжье. После этого в клуб стали поступать предложения от организаторов престижных турниров.

При мне футбол двигался вперед, в клубе работало десять тренеров, каждый со своим возрастом, а Владимир Иванович Давыдов занимался с вратарями, игроки ездили выступать за нижегородские команды, но, к сожалению, находятся люди, которым все это не нравится.

Мы живем в XXI веке, но у нас условия остались с прошлого тысячелетия. Футбольная инфраструктура, если учитывать традиции, самая худшая в области. Если бы не футбольное поле, которое постелили десять лет назад, а сейчас оно пришло в негодность, то я не представляю, что будет дальше. В таких условиях не каждый родитель отпустит ребенка заниматься.

Дети не виноваты ни в чем, что, мы, взрослые люди, не можем создать элементарные условия: поле на стадионе и зал зимой. Чтобы я пришел на тренировку, а мне выделили хотя бы половину поля, а не клочок земли, как сейчас. Материально нам помогают, не бросают нас, команды играют на область, экипированы, зарплату тренерам платят, развиваем женский футбол, это хорошо, а в остальном…

Мы нигде не играем, варимся в собственном соку. Навашино, Кулебаки, Арзамас – вот вся наша география. Сезон у нас начинается в июне, в июле отдыхаем, а заканчиваем в августе. Всегда нужно сравнивать со школой. Две недели занимаешься — контрольная игра, в школе прошел тему – контрольная. Если бы Федерация футбола Выксы не проводила зимой чемпионат, то я бы даже не знал, что и делать.

— Кем из своих воспитанников гордитесь?

— Михаилом Рытовым. Он был не самый талантливый, но целеустремленный, скромный, порядочный, грамотно выполняет задание тренера, ничего лишнего на поле не делает. Я с болью в душе говорю о Владимире Наумове. Талантливей его у меня не было за все время. Случайная травма спины поставила крест на карьере. Как-то на Дружбе проводились соревнования по мини-футболу. В программу входило жонглирование. Все чеканят по очереди, а сумма складывается. Так Вовка в одиночку всех их переиграл, его еще просили прекратить это дело, а то бы до вечера считали.

— Какие интересные ситуация происходили с вами во время карьеры?

— Как-то перевернулись на автобусе. Мы ехали на игру с «Искрой» на первенство области. Около Вачи, где много поворотов, был ремонт дороги. Ее полили битумом, прошёл дождик, автобус занесло, развернуло, улетели в кювет, перевернулись и обратно стали, но колёсами на Выксу. Евгений Попов небольшую травму получил, Вячеслав Крыгин, кто-то ребра из болельщиков сломал. Это потом мы со смехом вспоминали, но дело-то было серьезное. Кстати, забавный момент вспомнился. Сразу после аварии Крыгин всех подозвал: «Так, подошли все сюда. Ага. Ты как? На игру едем — не едем?» Осень была, стекол нет, автобус покореженный. Трактор нас вытащил, и мы поехали в больницу Навашино. Нам обработали раны, но серьезно из футболистов никто не пострадал. Александр Киров сидел спереди в ПАЗике. Когда стали поворачиваться, он за поручень так крепко схватился, что так полукругом выгнулась. Сашка сам с юмором: «Раз, раз, смотрю, мимо меня кто-то летит. Присмотрелся. Крыгин».

Или вот поехали или в Альметьевск, или в Бугульму, нас попросили двоих мальчишек захватить. Двое молоденьких, в шортиках, в шлепках, субтильные, а они вышли и как начали нас возить, один из них гол нам забил, потом смеялись: «Зачем мы их взяли?»

С юношами случился забавный эпизод. Мы должны были играть на Дружбе. Подъехал автобус, а я опоздал, сотовые ещё были не у всех. Приехал, автобуса нет, спрашиваю у дежурной: «Автобус-то где?» Отвечает: «Они уехали». Беру такси, приезжаю на Дружбу. Водитель новенький говорит: «Я подогнал автобус, ребята садятся. Все? Все. Мы и поехали». Хорошо на Дружбу, а не в Нижний уехали.