Николай Щеглов: «Подавал топливо в ракетной части»

17 апреля свой 75-й день рождения отмечает лидер футбольного клуба «Авангард» Николай Щеглов. Маленький, юркий нападающий 1944 года рождения с первых матчей ворвался в основной состав, не признавал авторитетов и обыгрывал всех подряд. Он рассказал о службе в ракетной части в Эстонии, играх за сборную Выксы и знаковых знакомствах.

— Николай Васильевич, что для вас значит футбол?

— Все. До начала игроцкой карьеры я год занимался боксом. В 1962-м меня заметил футболист Валентин Шеманов и посоветовал тренеру Юрию Яковлева. Меня пригласили в «Авангард», устроили на работу в ДРО, дали отстрочку от армии и поставили в основной состав. В нападении у нас играли Василий Сонин, Борис Турутин, Николай Орлов – звезды выксунского футбола.

— Но вас все же призвали в армию?

— Да, в августе 1964-го. Служил в городе Валга в Эстонии, это прямо на границе с Латвией. Два с половиной года подавал топливо в ракетной части. Вредная для здоровья работа, но был спецнабор. Мне повезло, попал в спортивную роту. Фактически напросился в местную городскую команду «Калев», ее футболисты приходили тренироваться в нашу часть. Она выступала в чемпионате Эстонии. Отыграл за них в основном составе два сезона, в 1965-м и 1966-м. Уровень чемпионата был, как у нас в Горьковской области, только команды из Пярну, Таллина и других городов.

— Как относился командующий части к отъездам?

— Он был как отец. Мой непосредственный начальник меня не отпускает, надо служить. Но приходит командир, находит машину, и меня отвозят в город на тренировку. В 1966 году даже звали в команду класса «Б», но я отказался. Оставалось полгода. Если бы не пробился в состав, то, возможно, оставили бы дослуживать. У меня пожилые родители, не хотел терять время. Я доиграл сезон за «Калев» и в ноябре вернулся домой.

— В 1967 году «Авангард» и «Металлург» объединились.

— Я попал в первую сборную Выксы, играл в основном составе. Но эксперимент не удался. Два завода – два начальника, каждый тянул управление на себя. Не могли даже решить, кого ставить в основной состав: меня или Александра Шалунова из «Металлурга», и так по всем позициям. Сборная просуществовала один год и распалась.

— На вас это как-то сказалось?

— Нет. Мне 23 года, самый расцвет! Ни на кого не обращал внимания, бегал, прыгал, обыгрывал всех подряд. Хвалиться не буду, но играл прилично. За счет скорости и обводки был в числе лидеров команды. Никогда не оставался в запасе, всё время в основе.

Когда я служил, «Авангард» обновился, фактически была новая команда, появилась талантливая молодежь. Еще в 1967-м приехали футболисты из Дзержинска: Евгений Жунин, Владимир Кузин, Александр Антоновский и Александр Казачинер. Последний вообще стал тренером сборной и «Авангарда» в 19 лет.

— Почему перешли в «Строитель» в 1972 году?

— В последний год стал чаще сидеть на замене, пришли новые ребята. «Авангард» шел к успеху, за соперников уже не считал даже крепкие Навашино и Кулебаки. Задачи ставились другого порядка – стать чемпионами или хотя бы войти в медали. Команду уже возглавлял Валентин Шеманов. Серьезный мужик, хороший тренер, голова! Сам знал, как работаться с мячом, двигаться и бросать в прорыв. И «Авангарду» поставил современную игру.

Как раз в 1972 году Трест-10 основал команду «Строитель». Она играла на первенство Горьковской области среди строительных организаций. Состав собрали сильнейший. Мы выиграли кубок и первенство, некоторым забивали по десять голов. Выступал за команду четыре сезона, а потом решил — хватит.

Мы в Тресте-10 не только играли, но и работали, например, строили колесопрокатный цех. За десять лет стажа давали квартиру. Это одна из причин перехода. Подходит срок, пора получать жильё. У меня умирают родители, мне достается дом. Руководители это увидели, мол, живёт прилично, и квартиру не дали. Облом сделался!

Обиделся, ушёл на ВМЗ, заработал полугорячий стаж, и в 55 лет ушел на пенсию. Отработал четверть века металлургом, в трубном цехе №3.

— Знакомства с какими футболистами считаете знаковыми?

— В 1991-м на работе познакомился с Виктором Коноплёвым, самой настоящей звездой 50-х. Он по образованию – инженер. Грамотный, умный футболист, поиграл в Москве в клубной команде «Спартака» и Эстонии. Правда, я не застал матчи с его участием. После него идет Валентин Шеманов.

— С кем и против кого нравилось играть?

— Самый сильный футболист лично для меня – это Алексей Митьков, завидовал его технике. Когда я уехал в армию, он через какое-то время связался с монастырскими, попал на зону. Пришел оттуда, как старик, без зубов.

Про Валерия Горбенко и говорить нечего. Парень крепкий, похлеще меня, его не сшибешь. Пришел из «Металлурга» и начал помногу забивать. Отмечу центрального защитника «Авангарда» Михаила Бекетова и полузащитника Валерия Серова. У «Металлурга» в защите выделялся Виктор Громченко, играл технично, хорошо, культурно — и нападающий Александр Шалунов.

— Почему «Авангард» был в лидерах в 60-е?

— В отличие от «Металлурга», нам давали свободу. У ВМЗ вся команда работала в цеху, некоторых даже на время сезона не освобождали. Конечно, «Металлургу» было тяжелее. Мы отдыхали после матчей, интенсивно тренировались. Только иногда выходили на работу, когда федеральное или областное начальство приезжало с проверкой. Поработали два дня — и снова играть в футбол.

Справка: нападающий Николай Васильевич Щеглов родился 17 апреля 1944 года в Выксе. Играл за «Авангард» Выкса (1962-1964, 1967-1971), «Калев» Валга (1965-1966), первую сборную Выксы (1967), «Строитель» Выкса (1972-1975).