Александр Иванович Фомичев
Снаружи стены цехов темнели, как обледенелые прибрежные скалы. Пустынно, холодно. Так выглядел двор металлургического завода суровой зимой 1941 года. Несмотря на лютые морозы, в цехах сосредоточенно, собранно работают люди.
Сталелитейный цех. Александр Иванович Фомичев знал здесь каждого. Простые, твердые люди, они знают, что еще много-много дней не будет отдыха и спокойного сна, они понимают, как нужен сейчас их труд. Мороз пронизывал Фомичева даже сквозь полушубок. От ледяного металла шло слабое сияние. Кругом возвышались бугорки бурой, серой, черной, светлой окраски. Это формовочная земля.
Приготовление ее было сейчас подвигом. В полумраке смешивалась она в определенных пропорциях, и от правильности соединения этих разнообразных частей зависело литье. От этого литья зависело приготовление корпусов снарядов. От этого питья зависела оборона нашей Родины.
— Александр Иванович, как же мы все-таки с размерами башни поступим? — вывел его из задумчивости голос модельщика Ивана Петрушкова. Речь шла о башнях для танков Т-34, производство, которых начали осваивать в цехе. Сколько мы бились, чтобы уловить точные их размеры, все впустую.
— Знаешь, что, Ваня, давай-ка мы с тобой сегодня вечерком еще раз покумекаем, поломаем голову, авось что и придумаем.
И ведь придумали! К утру невыспавшиеся, но довольные пришли в цех с решением — всю конфигурацию башни сделать по образцу из глины, и, определив пропорцию модели и образца, точно установить размеры. Дело пошло.
— Вообще, в то время каждый старался придумать что-нибудь новое, что-то улучшить, усовершенствовать, и каждый трудился, не жалея сил, — вспоминал А. И. Фомичев. — Рабочие трудились по 10-11 часов. Тяжело было, очень тяжело, но на усталость не жаловался никто. В первые дни войны я работал начальником участка, затем — заместителем начальника цеха. Директором завода был тогда И. Ф. Скиба. В декабре 1941 года Иван Федорович вызвал меня к себе. Вместо того чтобы пригласить сесть, директор завода встал, обогнул стул и подошел ко мне.
— Я слышал, ты, Александр Иванович, на фронт собираешься? Что ж, твое желание вполне понятно, сам всеми мыслями там. Только пойми, что ведь и здесь кому-то работать нужно. Наша продукция сейчас стране очень нужна. Что будет, если все на фронт уйдут, кому работать?
После разговора с директором я как-то по-новому ощутил всю значимость нашей работы здесь, на заводе. Действительно, кому-то нужно трудиться и в тылу. Вспомнилась довоенная жизнь. Мирной и тихой была она у меня. Учился в фабрично-заводском училище, затем поступил в Выксунский металлургический техникум. После его окончания работал на заводе, сначала в мартеновском, затем в сталелитейном цехах. Женился, родились два сына.
И вот пришла война. Куда-то вдаль отодвинулись маленькие семейные заботы. По-новому я взглянул на окружавших меня людей. В эти суровые дни героями становились те, мимо кого раньше проходил, не обращая внимания. Люди работали, позабыв об отдыхе, с каким-то ожесточением. Каждый работал и верил в скорую победу нашего народа.
И вот этот день настал. Это был самый счастливый для меня день, да, думаю, и для любого другого, ведь каждый советский человек по мере сил старался как-то приблизить его. В послевоенные годы сталелитейный цех преобразился, притом не только внешне (построен новый корпус), но и внутренне.
До войны (да и в первые годы после нее) якорные цепи для судостроительной промышленности изготовляли исключительно ручным способом, кузнечной горновой сваркой. Такой способ производства не удовлетворял все возрастающий спрос на якорные цепи. И в 1948 году была создана группа для разработки технологии более дешевого и прогрессивного способа промышленного производства. В нее, наряду с П. В. Дроздовым, С. Т. Брунько, А. Я. Рабиновичем, И. А. Фрумкиным, вошел и А. И. Фомичев.
Надо сказать, и у нас в стране, и за рубежом предпринимались неоднократные попытки разработать такой способ, но безуспешно. Больше года длились поиски, опыты. Пришлось преодолевать и трудности, связанные с тяжелыми послевоенными годами. Так, надо было искать заменители масляных крепителей, решать другие вопросы. И успех пришел! За это Постановлением Совета Министров СССР главный металлург завода И. А. Фрумкин и начальник сталелитейного цеха А. И. Фомичев были удостоены звания лауреатов Государственной премии.
С. Саленкова
Книга «Знатные люди» Кулебаки
Александр Фомичев – лауреат Государственной премии, награжден орденом «Знак почета»
В 1950 году за освоение литых якорных цепей Постановлением Совета Министров СССР были удостоены звания лауреата Сталинской премии главный металлург завода Иосиф Аронович Фрумкин и начальник сталелитейного цеха Александр Иванович Фомичев.
Выпуск литых цепей позволил ликвидировать тяжелый и очень дорогой в экономическом отношении труд кузнецов, ускорить выпуск продукции и значительно повысить ее прочность — испытание цепей на прочность усилием в 183 тонны производился на прессе. Цепи поставлялись в разные страны мира: в Кубу, Великобританию, Финляндию, Чехословакию и другие.
Литейщики блестяще справились с задачей. То, что не удавалось мировым техническим умам, удалось кулебакским специалистам, которых Постановлением Совета Министров СССР наградили медалями «За доблестный труд», «За трудовые заслуги»; присвоили «Знак Почета» и наградили денежными премиями».
В довершение к этому рассказу необходимо добавить, что столь принципиальную победу обеспечили металлург Г. И. Долбилкин, технолог отдела главного металлурга Н. Ф. Чернышова, конструктора Н. М. Дроздов, А. И. Гладков, А. А. Антипина, начальник цеха И. Н. Соколов, технолог стального литья М. И. Мишенкова, старший мастер Б. А. Агапов, мастер обрубочного участка М. Т. Клюев, сборщики Г. И. Костин и М. В. Евтеев, стерженщица В. И. Крылова и другие.
О результатах их труда говорят две цифры: за три года выпуск цепей увеличился почти в три раза, а себестоимость каждой тонны снизилась почти на 120 рублей.
Александр Иванович Фомичев в 1958 году за успешную трудовую и активную общественную деятельность был награжден орденом «Знак Почета», ему было присвоено звание «Лучший технолог». Он неоднократно избирался депутатом городского Совета, работал в дальнейшем на многих крупных должностях.
Левый нападающий
Но Александра Ивановича Фомичева кулебачане запомнили не только как заводского технолога, но и как очень талантливого футболиста. Кулебакская футбольная команда, организованная в 20-е годы и прекращавшая свое существование на время Великой Отечественной войны, в 1945 году уже снова принимала участие в областных соревнованиях, в которых сразу же заняла 3 место.
Александр Иванович Фомичев футбольные азы познавал на улице, когда еще пацаненком гонял тряпичный мяч. Играл за уличную команду. Потом это увлечение переросло в настоящую любовь к этому виду спорта.
В футбольную жизнь родных Кулебак он вошел в середине 30-х годов и сразу обратил на себя внимание.
В то время в состав сборной Кулебак входили настоящие мастера футбола: братья Долбилкины, Леонид Молчанов, братья Хохловы, братья Худесвы, Николай Ковалев, Виктор Саламатов, Николай Муханов, Николай Зайцев, Михаил Пупков, Иван Фокин, Дмитрий Корчагин, Алексей Рощин, Александр Кривошеев, братья Перепелкины, Сергей Орлов, Михаил Сухов, Иван Протасов, Василий Догадин и другие.
Фомичев отличился неудержимой игрой левого инсайда (левого полусреднего). При помощи партнеров по игре он выходил на удобную позицию и без раздумий наносил удар.
В те годы статистику, к сожалению, не вели, но у Александра Ивановича забитых мячей на счету, скорее всего, несколько сотен. Он был типичным фланговым нападающим, славился неудержимым напором и сильными ударами с обеих ног. Защитника он мог и обогнать и обвести. Обводил даже на свой лад: наносил сокрушительный удар вроде бы прежде времени — когда по всем расчетам для верности полагалось еще приблизиться к воротам.
Его любили и уважали, ведь Александр Иванович Фомичев играл от души. В этой естественности и заключалось его своеобразие. Он выделялся своей неповторимой игрой, что позволяет нам вспоминать о нем десятилетия спустя.
Книга «Подъемная сила. 145 лет Русполимету»
Александр Иванович Фомичёв (1916-2001)
Родился в с. Кулебаки Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Окончил Кулебакскую НСШ, Выксунский металлургический техникум в 1937 году.
Трудовую деятельность начал мастером чугунолитейного цеха Кулебакского металлургического завода. Затем работал начальником участка, заместителем начальника, начальником чугунолитейного (сталелитейного) цеха. С 1957 по 1961 годы работал секретарём парткома завода. С 1961 по 1965 годы работал заместителем директора завода по коммерческо-финансовой части. С 1976 — на заслуженном отдыхе.
В 1950 году за организацию подточенного производства литых высокопрочных якорных цепей А. И. Фомичёву присуждена Сталинская (Государственная) Премия III степени. За достигнутые успехи в труде награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.
Календарь знаменательных дат библиотеки «Отчий край» от 2016 и 2021 года
Фомичёв Александр Иванович (1916 – 2001)
Инженер-металлург, лауреат Сталинской премии
Родился в селе, ныне город Кулебаки Нижегородской области.
Окончил Выксунский металлургический техникум (1937).
Трудовую деятельность начал мастером чугунолитейного цеха Кулебакского металлургического завода. Затем работал начальником участка, заместителем начальника, начальником чугунолитейного (сталелитейного) цеха.
В 1957 – 1961 годах избирался секретарем парткома завода.
В 1961 – 1965 годах работал заместителем директора завода по коммерческо-финансовой части.
С 1976 года – на заслуженном отдыхе.
Лауреат Сталинской премии (1950) – за организацию подточенного производства литых высокопрочных якорных цепей.
Жил в Кулебаках, похоронен на новом городском кладбище.
Награды: орден «Знак Почета».
Фомичев Александр Иванович (1916 – 2001), лауреат Сталинской премии СССР, кавалер ордена «Знак Почета»
Родился в селе Кулебаки Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Окончил Кулебакскую НСШ, Выксунский металлургический техникум в 1937 году.
Трудовую деятельность начал мастером чугунолитейного цеха Кулебакского металлургического завода. Затем работал начальником участка, заместителем начальника, начальником чугунолитейного (сталелитейного) цеха.
В период с 1957 по 1961 годы избирался секретарем парткома завода. С 1961 по 1965 годы работал заместителем директора завода по коммерческо-финансовой части. С 1976 года был на заслуженном отдыхе.
В 1950 году за организацию поточного производства литых высокопрочных якорных цепей А. И. Фомичеву присуждена Сталинская (Государственная) премия третьей степени. За достигнутые успехи в труде награжден орденом «Знак почета» и медалями.
О. Самсонова
Книга «Знаменитые люди Ардатовского края» от 2002 года