Какой вид спорта – один из самых популярных в нашей стране? Футбол?! Это летом, а зимой? То-то же – хоккей! И никакие модные веяния не охладили народный пыл: хоккей был…
Какой вид спорта – один из самых популярных в нашей стране? Футбол?! Это летом, а зимой? То-то же – хоккей! И никакие модные веяния не охладили народный пыл: хоккей был и остаётся для многих лучшей игрой, способом получить радость и удовольствие. А для кого-то и смыслом жизни.
Откуда такая любовь? О чём думают и мечтают родители, которые приводят своих детей в хоккейные секции? Что даёт этот вид спорта для развития ребёнка? Об этом мы беседуем с главным тренером по хоккею Алексеем Князевым.
– Алексей, допустим, родители задумали отдать своего сына в секцию хоккея. С чего нужно начинать?
– Для начала было бы неплохо поинтересоваться его мнением, хочется ему заниматься хоккеем или нет. Я пришёл к выводу, что всё-таки лучше, если решающее слово остаётся за ребёнком. А для этого необходимо сначала познакомить его с другими видами спорта, рассказать о том, что каждый собой представляет, привести на соревнования. Тогда выбор у мальчика будет осознанным.
– Итак, родители приходят к вам, и что происходит дальше? Ведётся ли какой-то отбор, существуют ограничения?
– Мы берём всех, кто успешно проходит медицинский осмотр. Самый оптимальный возраст для начала занятий – 7-8 лет. Однако случается, что к нам приходят родители с просьбой взять их пяти-шестилетнее чадо. Мы, разумеется, идём навстречу, ведь желание и рвение юного спортсмена заниматься хоккеем уже многого стоит.
Можно, конечно, привести ребёнка и в более старшем возрасте. Но нужно иметь в виду: чем позже мальчишка начнёт заниматься, тем больше у него будет препятствий на пути к успеху, ведь нужно будет постоянно конкурировать с теми, кто к его годам
умеет гораздо больше.
– Может так случиться, что хоккей ребёнку противопоказан в силу определённого склада психики или темперамента…
– С одной стороны, важная задача родителей состоит в том, чтобы понять, насколько ребёнку будет комфортно заниматься тем или иным видом спорта, ведь лучше них его никто не знает. С другой стороны, хоккей несёт в себе мощное проявление мужского начала, поэтому вряд ли найдётся хотя бы один мальчишка, не желающий им заниматься по какому-то своему индивидуальному складу темперамента. Хоккей – игра интересная, место в ней сможет найти каждый ребёнок.
– Когда можно распознать способности ребёнка и с точностью сказать, что из него может получиться мастер?
– Понять, сможет ли ребёнок достичь серьёзных успехов, можно сразу, то есть как только юный спортсмен выйдет на лёд. Предрасположенность к мастерству в хоккее не заставит себя долго ждать. Но никаких преждевременных прогнозов относительно будущих успехов лучше не делать! Так же, как и не списывать со счетов того, кто отстаёт в физическом развитии от своих сверстников: сегодня мальчик, может, меньше и слабее других и потому проигрывает все единоборства и не попадает в основной состав на соревнованиях, но через год-два подрастёт, окрепнет и себя ещё покажет!..
– Можно ли определить такое качество, без которого невозможно достичь больших высот?
– Хоккей – технически сложный вид спорта, в нём много непростых действий в плане координации, постоянно происходят жёсткие стычки и единоборства. Можно с течением времени выработать хорошую технику и ловкость. Но стать одним из лучших, не обладая игровым мышлением, невозможно. И ни один тренер не в силах воспитать это качество, оно либо есть от природы, либо нет. Но не стоит расстраиваться: многие из тех, кто занимается, всё равно находят свою нишу в хоккее и бывают этим вполне удовлетворены.
– Часто случается, что ребёнок не выдерживает и уходит?
– В моей практике подобного не было. Мальчишки, наоборот, стремятся изо всех сил к занятиям хоккеем. На льду стараются вы-ложиться на сто процентов. А как по-другому? Будешь халтурить, и тебя тут же обойдут твои же товарищи.
– Какие качества развивает в ребёнке хоккей?
– Упорство, дисциплину, трудолюбие, умение достигать поставленной цели, строить отношения в коллективе, способность принимать верные решения за короткий промежуток времени… Кстати, все эти качества важны и ценны не только в спорте. Те, кто ими обладает, обычно достигают больших высот в жизни.
– Хоккеем могут заниматься девочки?
– Непременно. Вообще, женский хоккей во всём мире активно развивается. Но, к сожалению, у нас в Выксе он пока не имеет такой популярности. Хотя время от времени появляются несколько девочек, жаждущих заниматься именно хоккеем.
Но, опять-таки, здесь есть своё «но»: для девочек должны быть созданы дополнительные условия – раздевалка с душем, специальная форма, ну и лёд, конечно. Нет, разумеется, корт не должен быть каким-то особенным, просто его и на мальчишек-то не хватает, все занятия расписаны по часам. А если мы возьмёмся ещё и девочек тренировать, то соблюсти вышеперечисленные условия будем просто обязаны.
– На льду часто случаются силовые единоборства (драки, мини-поединки), причём в последнее время массовые. Как вы к этому относитесь?
– Хоккей – жёсткая игра, и в нём не избежать силовых приёмов, стычек и борьбы. Главная задача тренера – не допустить перехода от выяснения отношений «один на один» в «стенка на стенку», иначе результатом будет дисквалификация целой команды.
– Что бы Вы хотели посоветовать родителям, чьи дети уже занимаются хоккеем?
– Хочется, чтобы мальчишек воспитывали более самостоятельными и ответственными. А также приводили будущих спортсменов в хоккей в самом юном возрасте. Не нужно чинить препятствия ребёнку: «Ты не умеешь кататься на коньках», или давить на ребёнка, форсировать события. Наоборот, нужно успокоить, подбодрить, поддержать: «Не расстраивайся, у тебя всё получится!»
Исторические факты
Изначально хоккей мало напоминал нынешнюю игру. Площадка была ограничена низенькими, ничем не закреплёнными фанерными бортиками, отъезжавшими в сторону при первом же прикосновении к ним. Ни о какой силовой борьбе у таких бортов, в современном её понимании, речи идти не могло. Лишь вратари надевали телогрейки, ватные брюки и щитки, применявшиеся в хоккее с мячом. Перчаток-ловушек для них тогда ещё не было, как и шлемов и масок. В матче, как правило, с каждой стороны участвовали голкипер и пятёрка игроков, которая всё игровое время должна была находиться на льду без замен. Таким было начало. Далее, как мы видим, техника и экипировка хоккеистов совершенствовались…
Юлия Сиденькова
Газета «Выксунский рабочий» от 19.02.2010