Максим Ольховик: голы — в Луховицах, невеста — в Париже

— Максим, вы воспитанник московского «Динамо», дважды приглашались в дубль этой команды, но пробиться в основной состав так и не смогли. Почему?

— Действительно, впервые меня пригласили в команду в 1990 году сразу после окончания динамовской СДЮШОР — единственного из выпуска. Во второй раз — через два года. Играл за дубль, а об основе мог только мечтать, потому что в то время в команде были объективно более сильные нападающие — Кирьяков, Колыванов, Симутенков.

— Ваш отец не просто известный футболист, но и бывший игрок «Динамо». Неужели он не мог за вас замолвить словечко?

— Отец был моим первым тренером и многому меня научил. В свое время он сказал: «Пробивайся сам. В футбол по блату не играют». И я с ним совершенно согласен. Я всегда получал от отца полезные советы, а протекции — никакой.

— Тем не менее вам довелось поиграть под его руководством.

— Отец попросил Газзаева отпустить меня из дубля в смоленскую «Искру», которую тогда тренировал. Валерий Георгиевич согласился. Но никаких поблажек в Смоленске мне никто не делал, доказывал свое право играть наравне со всеми. Плюс в связи с тем, что команду тренировал мой отец, на мне лежала дополнительная ответственность, приходилось во многом себя ограничивать. А о том, что на поле я выходил не из-за фамилии, говорит и то, что после игры «Динамо-2» — «Искра» меня вернули в Москву.

— За эти годы вы сменили немало команд второго дивизиона, и везде забивали, все время были на слуху. Предложения из высшей лиги не поступали?

— В 1994 году я стал лучшим бомбардиром «Искры», и меня приехали посмотреть Олег Долматов и Сергей Бутенко. «Черноморец» тогда вышел в высшую лигу, и Долматов позвал меня к себе. Я прошел все сборы, подписал контракт, но перед самым началом сезона получил травму — разрыв мениска. Лег на операцию, потерял полгода и доигрывал сезон уже в «Мосэнерго». Зимой пригласили в Саратов. Вновь прошел сборы — и вновь серьезная травма: порвал крестообразную связку. На сей раз трижды ложился на операцию, потеряв в итоге полтора года.

— Знаю, что больничная койка вызывает у вас не только неприятные воспоминания.

— Точно. В ЦИТО познакомился со своей невестой. Это бывшая фигуристка Елена Кустарова, которая сейчас тренирует танцоров на льду.

— Что, тоже лечилась?

— Нет, привела своего ученика. А я вышел из палаты, увидел ее и говорю: «Девушка, вы ко мне?» А она отвечает: «Пока нет». Так и познакомились. Лена сейчас работает в одном из французских клубов. Я в этом не разбираюсь, но говорят, что у нее много свежих идей. Лене даже предложили поработать со сборной Франции.

— Вы — в России, невеста — во Франции. Наверное, тяжело?

— Безумно. При каждой возможности она прилетает. В остальное время общаемся по телефону.

— Идеальным в этой ситуации был бы вариант с приглашением из какой-нибудь французской команды.

— Конечно. Но во второй лиге ждать такого приглашения не приходится. Однако я еще не оставил надежды поиграть в высшем российском дивизионе.

— В первом круге вы забили 17 голов. В период дозаявок приглашений не было?

— Нет. Но я не отчаиваюсь. Сил для того, чтобы проявить себя на более высоком уровне, у меня хватит, желания тоже. Сделаю все, чтобы стать лучшим бомбардиром Центральной зоны, и тогда приглашения последуют.

— А сколько намереваетесь забить?

— На один мяч больше, чем Катасонов и Лутовинов. Правда, сейчас вынужден пропускать игры из-за травмы. Но пока москвичи меня не догнали.

— Каков уровень сегодняшнего второго дивизиона?

— В целом он ниже, чем в начале 90-х. Однако в нашей зоне есть несколько очень крепких команд — «Спартак-Чукотка», «Орел», брянское «Динамо», рязанский «Спартак». Играть с ними и тяжело, и интересно.

— А какие задачи стоят перед луховицким «Спартаком»?

— Главное — популяризация футбола и привлечение болельщиков на трибуны.

Эдуард НИСЕНБОЙМ

Газета «Спорт-Экспресс» от 25.09.1999

У «Кубани» новый селекционер

Максим Ольховик войдет в штаб «Кубани», где будет отвечать за селекцию. В этом году Ольховик работал в нижегородской «Волге», занимая в первой половине сезона пост спортивного директора волжан (до июня 2010 года). (Андрей АНФИНОГЕНТОВ)

Газета «Спорт-Экспресс» от 28.12.2010

Новый «спасатель» пензенского футбола

В Пензе, похоже, в очередной раз вознамерились поменять вектор развития местного футбольного клуба. По крайней мере, такая мысль первоначально возникает при ознакомлении с первым новостным сообщением, размещенном на официальном сайте пензенского ФК «Зенит» в новом году. До него данный ресурс не радовал болельщиков новостями добрых два месяца — с момента окончания регулярной части сезона для команд российской ФНЛ-2 в новом году.

Давненько уже в Пензе не шибко доверяют местным специалистам работу в качестве главного тренера «Зенита», а когда команда проводит сезоны в качестве профессиональной — тем паче. То, мол, опыта им не хватает, то соответствующей лицензии. При этом и о каких-то результатах, более-менее приближенных к приставке «супер» по меркам третьего по значимости профессионального российского футбольного дивизиона, в последний раз помышлялось в адамовы веки. А когда после ухода «чужого» Виктора Демидова «Зенитом» в качестве главного тренера по факту стал руководить «свой» Владимир Радкевич, мы предположили что сезон 2022 — 2023 волей-неволей придется разделять на два этапа, «именных» для каждого из этих специалистов.

Ошибочка, однако, выходит. В Пензе, похоже, предпочитают придерживаться позиции, согласно которой на местном тренерском безрыбье и любой иногородний рак становится рыбой. Очередным таким раком стал аж Семин. Нет-нет, не легендарный «Шпалыч» — Юрий Павлович Семин, входящий в когорту самых топовых российских тренеров постсоветского периода. Почетное право возглавить пензенскую команду было предоставлено его сыну Андрею. Семин — старший весьма любопытно прокомментировал назначение Семина — младшего на должность, сказав задавшему соответствующий вопрос представителю «Спорт-Экспресса», что первый раз от него это слышит, добавив также, что не знает работает ли его сын или нет. Любопытно, если учесть, что новость о назначении Андрея Юрьевича на официальном сайте пензенского клуба появилась за несколько дней до того, как информация о комментарии Юрия Павловича была опубликована на сайте столичного издания.

Краткое ознакомление с футбольной биографией Андрея Семина подтверждает справедливость постулата об отдыхе природы на детях гениев. И как игрок, и как тренер сын уступает отцу на множество порядков. Ряд сезонов Семин — младший провел в тренерских штабах команд, возглавляемых старшим. А самоличные его достижения как главного тренера, мягко говоря, не впечатляют. И нередко его работа в различных клубах оказывалась весьма краткосрочной. Зато отдельно подчеркивается наличие у него диплома европейского образца, полученного в результате успешного окончания тренерских курсов в Киеве.

Замена главного тренера не явилась единственным изменением в рядах пензенского клуба. Если вести речь об административном составе, то «Зенит» обрел нового спортивного директора в лице Максима Ольховика. Основной его задачей должна быть координация всех ключевых вопросов жизнедеятельности клуба. Как и у нового главного тренера «Зенита», игровая биография нового спортивного директора особо не впечатляет, возможно вследствие упоминаемых серьезных травм. А вот что касается административной деятельности, то кто ж его разберет… Но в свое время человек, обозначенный как Максим Ольховик, в качестве спортивного директора нижегородской «Волги» упоминался в связи с какой-то мутной историей. Тогдашний президент «Волги», впрочем, увольнение того Ольховика объяснял его уходом и отъездом в Москву по семейным обстоятельствам и своим президентским убеждением, что спортивным директором клуба должен быть нижегородец. И в том же году бывшему спортивному директору волжан никакие обстоятельства не помешали войти в штат «Кубани» в качестве селекционера. В «паутине» также можно отыскать анкету тренера по футболу Ольховика Максима Анатольевича со стоимостью занятий в 2000 рублей за час (на фото действительно Максим Ольховик. — Прим.). Может просто совпадение, не более. Но почему-то вдруг сразу вспоминается другой спортивный директор «Зенита», Дмитрий Градиленко, оставивший в истории пензенского футбола вряд ли самую добрую о себе память.

На этом фоне имеются сообщения об уходе ряда игроков, в том числе и воспитанников местных футбольных спортшкол и секций. Вне всякого сомнения, замена им найдется. Только вот вопрос, за счет кого. Не в финансовом плане — откуда, как говорят скудно, пополняется клубная мошна в общем-то указывалось не раз. Речь идет о спортивной принадлежности новобранцев, и, соответственно, упомянутом поначалу векторе развития. При спортивном директорстве Градиленко он был один. Бывший тренер пензенской команды Виктор Демидов заверял, что чем больше будет в «Зените» местных футболистов, тем будет больше и болельщиков. Однако в сезоне 2022-2023 на домашних матчах собиралось в основном немногим более сотни болельщиков, а то и вовсе несколько десятков.

Так куда ж после изменений в тренерском и административном составах будет указывать направление вектора? И надолго ли на фоне своего послужного списка в пензенском клубе задержится новый главный тренер? Да кто ж их разберет… Для начала стоит дождаться завершающей стадии сезона, стартующей лишь в апреле, в которой «Зенит» в общем-то ожидаемо оказался в числе команд, формально отстаивающих свое право играть в ФНЛ-2, верхним пределом для которых является итоговое 13 место в своей группе.

Сергей Зимин

alter-pnz.ru от 23.01.2023

«Матч-призрак» оставил без работы экс-футболиста «Металлурга» Максима Ольховика