Когда Алексей выступал в молодежном составе нижегородской «Волги», почти все специалисты пророчили ему большое футбольное будущее. Действительно, Шеляков играл не по годам уверенно, напористо, постоянно находясь в прессинге и не давая защитникам соперника ни минуты продыху. До недавнего времени Алексей был верен исключительно нижегородскому футболу — играл на профессиональном уровне за выксуский «Металлург» и успел «зацепить» несколько матчей в ФНЛ за «Волгу».
К сожалению, сегодня в Нижегородской области почти не осталось команд мастеров, что вынуждает местных игроков уезжать из родного края искать свое счастье за пределами «кармана России». Но, несмотря на это, у футболистов и болельщиков не угасает надежда на то, что футбол в Нижнем непременно возродится. Верит в это и герой нашего интервью Алексей Шеляков, который ныне выступает во второй лиге за «Домодедово», но не прочь снова защищать цвета клуба родного города.
Футбол по наследству
— Алексей, ты ведь потомственный футболист?
— Да, действительно, мой отец, Сергей Юрьевич Шеляков, выступал за горьковские «Волгу» и «Локомотив». Он играл на позиции правого защитника.
— Отец играл в обороне, а ты известен как футболист атакующего плана. Всегда тянуло голы забивать?
— В атаку меня тянуло всегда, начиная с детской школы. Хотя были тренеры, которые использовали меня на позиции полузащитника. Но атакующая игра мне больше по душе. И на этой позиции я чувствую себя более уверенно.
— Надо полагать, что ты начинал в СДЮСШОР-8, как и многие твои ровесники?
— Да, начинал там. Моим первым тренером был Сергей Валерьевич Рябинин. Он тренировал «1994 год рождения», а я занимался с ними (Алексей 1995 года рождения — авт.). Потом на стадионе «Северный» образовалась ДЮСШ-НН и была собрана команда 1995 года рождения под руководством Александра Марковича Вингарта. Тогда я и перешел на «Северный». Сформировалась очень неплохая команда — в нее собирали буквально лучших со всего города и области. У нас были ребята и из «Сомовича», и из других школ региона.
— Многие из них сегодня выступают за команды мастеров. Кто, на твой взгляд, был сильнейшим в вашей команде?
— Наверное, это наш капитан Дмитрий Маштаков. К огромному сожалению, заиграть у него не получилось — из-за проблем со спиной ему пришлось завязать с футболом. А вообще, действительно, хороших игроков у нас было много. Например, Илья Петров, который сейчас выступает в саранской «Мордовии». Его даже в молодежную сборную вызывали. Пожалуй, из тех, кто сейчас продолжает карьеру, Петров самый сильный.
— Когда тебя пригласили в молодежный состав «Волги», сильно радовался?
— Конечно, эмоции нахлынули, но когда я пришел на первую тренировку, то оказалось, что там, кроме меня, еще человек тридцать просмотровых игроков. Нужно было реально показать себя, чтобы пройти в состав. И вот по итогам этих просмотров меня и еще нескольких ребят 1995 года рождения пригласили на сборы, а потом заключили соглашения. Со временем удалось влиться в команду. Главным тренером тогда был Магомед Мусаевич Адиев.
— Ты провел несколько игр в ФНЛ и немало поиграл во втором дивизионе. Велика ли разница между лигами?
— Я бы не сказал, что велика. Хотя, конечно, в ФНЛ игра быстрее, долго возиться с мячом тебе не позволят. А во второй лиге футбол более мужской. Скоростей высоких там нет, зато много мужской борьбы, что может служить хорошей школой для молодых футболистов. Но лично мне проще было играть в ФНЛ.
— Ты пришел в выксунский «Металлург» еще очень молодым игроком. Быстро удалось адаптироваться ко «взрослому» футболу?
— Мне удалось это сделать благодаря партнерам по команде. В Выксе выступали ребята, которых я хорошо знал, — Олег Быков и Иван Стрелов. Они ввели меня в курс дела, со всеми познакомили, и это существенно упростило мою адаптацию. Кроме того, помогали и старожилы команды, которые достаточно корректно реагировали на мои игровые ошибки — подсказывали и советовали. В то время я был «лимитчиком» (в заявке команды должен обязательно присутствовать молодой игрок — авт.), что позволяло мне получать более-менее стабильную игровую практику.
— Во второй лиге часто бывает так, что более старшие партнеры не обращают внимания на молодых и, даже наоборот, мешают играть, чтобы те не заняли их место в составе. У вас такое не практиковалось?
— При мне такого не было ни разу. На поле были все равны вне зависимости от прежних заслуг.
Не ушел от Егорова
— Совсем недавно экс-футболисты «Волги» написали очередное письмо, на этот раз — губернатору Нижегородской области. Они до сих пор не могут получить свои деньги. Тебе тоже остались должны?
— По заработной плате со мной рассчитались, а вот по премиальным — нет. Хотя руководство обещало выплатить все. И я все же надеюсь, что мне тоже выплатят то, чего я заработал.
— Помнится, год назад, почти вся команда подписала письмо о том, что если долги не начнут гасить, то игроки перестанут посещать тренировки. Твоя подпись в этом послании тоже фигурировала. Кому пришла в голову идея составить это письмо?
— Это было командное решение. Лично мы, молодые игроки, хотели тренироваться, для нас футбол был на первом месте. Но старшие футболисты инициировали этот процесс. Их можно понять — у них семьи, дети, кредиты, ипотеки, другие заботы. А жить ведь как-то нужно. Но мы решили, что будем подписывать всей командой. Так оно и произошло. Кстати, тогда это помогло — с нами начали расплачиваться.
— Как раз на фоне тех проблем вы отправились в Томск. И первую минуту того матча вы не играли, а просто стояли на месте. Это была спланированная акция протеста?
— Можно и так ее назвать. У наших игроков были знакомые в «Томи», и они договорились между собой об этой акции. Игроки из Томска пошли нам навстречу, тем более, что у них имелись те же самые проблемы в команде, что и у нас.
— Но «Томь» с аналогичными проблемами сумела выйти в РФПЛ, а «Волга» заняла лишь 10 место. Видимо, не только в деньгах дело было?
— Если честно, я не знаю, в чем дело. Иногда мы могли выдать такой матч, что прямо засмотришься, а иногда — хуже некуда. Но у нас ведь и команда была значительно моложе, чем у «Томи». Опытных игроков — по пальцам пересчитать: Андрей Буйволов, Дмитрий Полянин, Андрей Прошин и Артур Саркисов. Костяк составляли игроки 1992-1995 годов рождения.
— Перед тем, как перейти в «Домодедово», были ли у тебя предложения из ФНЛ?
— Если честно, я не знаю. Вопросами моей карьеры занимается Игорь Вячеславович Егоров. Он плохого никогда не посоветует. Вот и тогда он сказал, что поехать в «Домодедово» будет для меня лучшим вариантом. Но точно знаю, что, когда мы с «Волгой» были в Турции на Кубке ФНЛ, предложения по мне поступали и от команд первого дивизиона. Но тогда мы договорились с главным тренером Андреем Талалаевым, что я останусь в команде и в следующем году обязательно буду играть. Но получилось так, что я в «Волге» толком не заиграл, и меня отправили в «Волгу-Олимпиец».
— Помнится, была история, когда тебя, как и многих других нижегородских игроков, попросили уйти из-под крыла Игоря Егорова к другим людям. Ты был одним из немногих, кто этого не сделал. Не боялся каких-то санкций со стороны клуба по этому поводу?
— Я об этом даже не думал. Просто играл в футбол и поступил так, как посчитал нужным — остаться у Игоря Вячеславовича. Какие-то санкции меня не коснулись, а если бы что-то подобное и произошло, то люди, уверен, договорились бы между собой.
Роналду и Озил
— Можешь назвать самого сильного игрока, с кем доводилось играть в одной команде?
— (Задумался). Выделить кого-то не могу. В принципе, все были равными. В той же «Волге» многие успели поиграть в РФПЛ. Безусловно, у них можно было многому поучиться, что мы, молодые, и делали.
— А к тренировкам, когда, по выражению Егорова, в команде собралась «сборная России 2004 года», тебя не привлекали?
— Молодых привлекали, но не меня. Кого-то из них брали даже на сборы вместе с булыкиными-сычевыми.
— Игра кого из звезд мирового футбола тебе больше всего импонирует?
— Всегда восхищался игрой Месута Озила. То, как он чувствует партнеров, как делает передачи — это же фантастика! Он очень умный игрок, отлично видит поле. Поиграть с таким футболистом в одном составе — мечта.
— Кто круче — Лео Месси или Криштиану Роналду?
— Я за португальца. Почему? Не могу точно ответить. Он забивает очень много мячей уже на протяжении длительного времени. Хотя Месси от него не отстает, но чисто субъективно — мне больше импонирует Криштиану.
— Назови два клуба — российский и европейский, в которых тебе больше всего хотелось бы поиграть?
— В России — это московский «Спартак». А в Европе — мадридский «Реал». За «Спартак» я болею с пяти лет, когда и начал увлекаться футболом. За красно-белых болеет мой отец, и, быть может, это передалось по наследству (улыбается).
— Часто «пихаешь» судьям?
— Только в моментах, когда мне кажется, что они принимают явно несправедливые решения (улыбается). А вообще стараюсь с ними не разговаривать. Хотя, будучи игроком ДЮСШ, делал это чаще.
— Ты по стране поездил немало. На каком стадионе тебе приятнее всего было играть?
— На «Северном» (смеется). А вообще очень понравилось играть в Воронеже. Я тогда выступал за выксунский «Металлург», и в первом туре нас ждала гостевая игра с «Факелом». На нас тогда пришли около 10 тысяч человек. Было круто! Во Владимире — то же самое. Очень уютный стадион в Питере, куда мы приезжали играть с «Домодедово».
— А если посмотреть с другой стороны, часто бывает так, что приезжаешь куда-то и думаешь: е-мое, что за жесть?
— Конечно, и таких стадионов немало. Бывает, что поле отвратное. Или раздевалки: в какой-то и одному тесно, не то что всей команде (смеется). Но все находятся в равных условиях: и мы, и хозяева поля. Так что, несмотря ни на что, приходится играть.
Хочу играть в ФК «НН»!
— Ты, хоть и профессиональный футболист, но всегда принимаешь участие в любительских турнирах. Почему бы в свободное от профессионального футбола время просто не отдохнуть, не восстановить организм?
— Мне всегда мало футбола. Хочется движения, хочется играть. Если бы я не любил так футбол, то, наверное, не играл бы сейчас нигде. Выступал бы себе в чемпионате области и параллельно где-нибудь работал.
— А если бы с футболом не задалось, кем бы ты стал?
— Я никогда не задумывался над этим. Стать футболистом — моя цель с самого раннего детства. И какие-то другие варианты я вообще не рассматривал. Если подумать, то, кроме футбола, я ничего делать и не умею (смеется). Хотя моя мама очень хотела, чтобы я стал хирургом.
— Но ведь рано или поздно футбол все равно закончится…
— Вот, когда закончится, тогда и буду думать, чего делать дальше. Быть может, удастся за карьеру заработать на жизнь. А если нет, то, так уж и быть, отучусь в институте лет в 35 и пойду куда-нибудь работать (смеется).
— Кстати, о деньгах. Допустим, тебя одновременно пригласили и в московский «Спартак», и в «Локомотив», но в «Локо» предложили в два раза большее, какой вариант выберешь?
— Только в «Спартак»! Деньги для меня не в прерогативе. Я это для себя давно уяснил. Для меня главное — играть. И если команда моей мечты предложит мне контракт, то ни на какие соблазны других клубов я не поведусь.
— Какие самые большие премиальные получал за один матч?
— Около 80 тысяч рублей.
— Совсем скоро стартует зимнее первенство Нижнего Новгорода по футболу. И ты, как всегда, вновь будешь играть за ФК «НН». Что за команда собралась в этом году?
— Мне очень нравится играть в «Нижнем». Тут я чувствую себя очень уверенно, что неудивительно: в ФК «НН» я дома! Команда в этом году у нас собралась очень приличная. Как нам сказали, на ближайшую перспективу. Думаю, нам по плечу решать самые высокие задачи. Вообще я вырос на играх ФК «Нижний Новгород». Мой отец работал начальником команды-дубля. Для всей моей семьи эта команда, можно сказать, родная. Очень хочется надеть футболку «Нижнего Новгорода», когда он снова обретет профессиональный статус.
Беседовал Николай Парамонов
Газета «Футбол-Хоккей НН» от 24.11.2016