Гурий Гундобин: отрывки из книги ДРО «С заводом едины»

14 страница. Технические кадры готовились на конструкторском и технологическом отделениях техникума. Яков Васильевич Косолапов вспоминает, как его вместе с другими сверстниками, учащимися 8-9 классов средней школы, в январе 1931 перевели сразу на первый курс техникума. «Многие из них не вернулись с фронтов Великой Отечественной: Вячеслав Полянский, Иван Щепкин, Константин Каргин, Александр Глатков, Алексей Лысов, Алексей Ульянов. Другие: М. Сухов, К. Миронов, Г. Гундобин, Т. Ухова, О. Пучков, М. Фомина, Н. Поздин — долго проработали на заводе, став заслуженными людьми».

18-19 страницы. В обстановке многочисленных трудностей и недоделок молодой коллектив машиностроителей начал подготовку к сборке первой дробилки. Несмотря на отсутствие нормальных условий (отопления в цехе еще не было), за дело взялись с воодушевлением. Разметчики Быстров и Неклюдов под руководством мастера И. Н. Дивеева приступили к установке разметочных плит, разметке деталей будущей дробилки. Вслед за разметкой шла обработка деталей на станках. «Шатуны», «ползуны», «челюсти», да и сама «станина» делались из стального литья. Сборка первой дробилки была поручена наиболее квалифицированным работникам: Корнелию Прокофьевичу Игошину и Вячеславу Михайловичу Роганкову.

К 30 марта 1933 года дробилка была готова. Это была настоящая победа, победа всего заводского коллектива! Весила дробилка 4 тонны, производительность ее составляла всего 5 кубометров в час, но это была первая отечественная дробилка. Назвали машину «Комсомолка». Неизвестно, кто первый предложил это название, но оно объединяло в себе и боевую молодость предприятия, и авангардную роль заводской комсомолии в создании отечественного производства камнедробилок. Корпус дробилки украсил комсомольский значок, нарисованный молодым конструктором Гурием Николаевичем Гундобиным.

О трудовой победе выксунских машиностроителей делегат И. Н. Дивеев рапортовал на областной партийно-технической конференции.

26-27 страницы. В июле 1934 года на завод прибыла группа первых выпускников техников-конструкторов Выксунского механико-металлургического техникума. Эта группа еще за год до выпуска была переведена на вечернее обучение и работала в конструкторском отделе ДРМ. С нее началось развитие конструкторской службы завода, рождение собственной заводской интеллигенции. В числе выпускников были Г. Гундобин, М. Сухов, А. Самодурова (Сухова), Я. Косолапов, К. Миронов, А. Колясников, Ю. Капустина, Д. Капустин, В. Алексеев, М. Мирошин, В. Райский, А. Ульянов, К. Жулида, Г. Яхонтова, С. Лизунов, В. Аплеталин, К. Корчин, Ф. Птицын и др.

67 страница. Группа конструкторов (Гундобин, Пучков, Киреев и другие), изучив работу установки СМ-8-9, создала новую установку из двух агрегатов (СМ-311-312).

68 страница. Молотковые дробилки, применяемые главным образом для дробления угля на теплоэлектроцентралях, имели недостаток: их использование ограничивалось переработкой материалов с влажностью, не превышающей 15 процентов. Влажность же угля в некоторых случаях достигала 40 процентов. И вот конструктором Гундобиным была создана новая молотковая дробилка СМ-170Б, имеющая повышенную производительность и способная дробить уголь высокой влажности. В октябре 1957 года она была запущена в производство.

71 страница. Над созданием машины ПДУ-30, заменившей ручной труд 400-500 человек, много поработали конструкторы Гундобин, Косолапов, Сизов и главный технолог Аплеталин. Достаточно сказать, что для серийного выпуска этой дробилки в 1949 году было спроектировано и изготовлено в металле 1276 единиц оснастки. Работа по тому времени — необычно трудная. Зато затраченный труд окупился с лихвой: с марта по декабрь себестоимость машины снизилась почти вдвое.

75 страница. Заместитель главного конструктора Гундобин разработал новый вариант привода к шаровым мельницам, что позволило экономить в год 15 тонн чугунного литья и 1600 кг баббита.

86-87 страницы. В 1959 году под руководством инженера-конструктора Г. Н. Гундобина вторично была модернизирована молотковая дробилка СМ-170, выпускавшаяся с 1949 года и предназначенная для переработки каменного угля. Предшествующий вариант не обеспечивал требуемой производительности в условиях повышенной влажности угля. В СМ-170В этот недостаток был устранен, за что была награждена группа ее создателей: Г. Н. Гундобин — орденом «Знак почета», карусельщик А. Н. Макаров — медалью «За трудовую доблесть», электросварщик М. П. Трусилин и строгальщик И. С. Бударгин — медалями «За трудовое отличие».

90 страница. Так, например, в 1960 году завод экспонировал на выставке [ВДНХ] передвижную установку СМ-311-312 и роторную дробилку СМ-624. За разработку этих машин заводу присужден диплом третьей степени. Большую серебряную медаль получили бывший директор завода В. Д. Кныш, Н. К. Аплеталин, В. В. Киреев, В. А. Стрельцов, Ю. Н. Пучков, Ф. Н. Гуреев, П. М. Задорин, В. Г. Мясников. Малая серебряная медаль была вручена И. Л. Водопьянову, Г. Н. Гундобину, Г. П. Дзюбу, В. П. Ксенофонтову, С. Н. Александрову, К. А. Федорову, Ярославцеву. Н. И. Зиновьев, И. П. Потрас, Д. И. Спирин и А. М. Сазонов получили бронзовые медали.

91 страница. За разработку и внедрение молотковых дробилок СМ-170Б Г. Н. Гундобин в 1965 году был награжден бронзовой медалью [ВДНХ].

109-110 страницы. Настоящими энтузиастами рационализации стали слесарь сталелитейного цеха Н. И. Гранин и заместитель начальника того же цеха Р. А. Шутов, старший технолог чугунолитейного цеха В. Д. Пименов, бригадир слесарей кузнечно-заготовительного цеха А. М. Зайцев, работники технических отделов Г. Н. Гундобин, И. Б. Футерман, А. А. Витушкин, Е. А. Пивиков. У каждого из них больше 20-30, а то и 50 внедренных предложений.

24 сентября [1966 года], накануне только что установленного праздника — «Дня машиностроителя» — во Дворце культуры имени В. И. Ленина собрался цвет заводских тружеников.

Орден «Знак почета» вручен Д. И. Баранову — бывшему начальнику цеха № 7, заместителю начальника ОТК, Н. И. Зиновьеву — начальнику цеха № 1, Г. Н. Крестину — бригадиру слесарей цеха № 18, А. С. Крылову — мастеру цеха № 3, П. Н. Кудасову — модельщику цеха № 17, Н. Д. Купцову — обрубщику цеха № 4, В. И. Матренину — кузнецу цеха № 5, С. И. Маркину — бригадиру слесарей цеха № 2, А. И. Морозову — плотнику ОКСа, С. А. Пантелеевой — земледелке цеха № 6, М. В. Смирновой — конструктору ОГК, А. С. Филимонову – начальнику ЦЦО, В. Н. Цыброву – бригадиру слесарей цеха № 9, И. П. Чернышеву — токарю цеха № 2.

132 страница (с фото Гурия Гундобина). Еще в период строительства завода, в 1932 году, был создан технический отдел с конструкторским и технологическим подразделениями. Первым начальником конструкторского бюро был назначен К. А. Стародубровский.

Первоначально собственных квалифицированных конструкторских кадров на заводе не хватало. Проектирование велось на базе зарубежного опыта. Использовались, в частности, чертежи немецкой фирмы «Крупп», которые адаптировались применительно к условиям отечественного производства. С 1933 по 1937 год по переработанным немецким чертежам завод произвел 378 машин. В конструкторском бюро завода работали, в основном, студенты вечернего отделения техникума, среди которых были Г. Н. Гундобин, А. Н. Колясников, Я. В. Косолапов, К. Г. Миронов, А. М. Сухова, М. В. Сухов. Однако уже с 1937 года предприятие начинает самостоятельно проектировать как дробильно-размольное, так и другое оборудование.

В 1939 году на заводе был организован самостоятельный конструкторский отдел, который до войны возглавлял Ф. К. Вагин. В должности заместителя главного конструктора работали А. Г. Алехин, Ф. К. Вагин, А. С. Варенов, И. Л. Водопьянов, Г. Н. Гундобин, Ф. Н. Гуреев, Ю. И. Козлов, А. Д. Кузнецов, Ю. Н. Пучков. Позднее работали Б. А. Гиренков и А. А. Горляков.

133 страница. С 1947 по 1962 год главным конструктором завода был В. А. Стрельцов. В это время разрабатываются и запускаются в производство новые молотковые дробилки и щековые дробилки со сложным движением щеки, а также конструкция и выпуск сварных станин щековых и молотковых дробилок вместо литых, что резко сократило потребление стального литья, получаемого с других заводов.

Конструкторский отдел вначале состоял из отдельных специализированных групп. Группу разработки щековых дробилок возглавлял К. Е. Генис, молотковых — Г. Н. Гундобин, бегунов — К. Н. Попов.

135 страница. В 1955 году в отделе было создано конструкторское бюро дробильно-размольного оборудования. Начальником бюро был назначен Б. С. Лопатин. Впоследствии эти функции исполняли Ф. Н. Гуреев, Г. М. Тушевский, А. Д. Кузнецов, А. С. Аникеев, А. С. Варенов.

В бюро работали конструкторские группы, специализированные по типам машин. В разные годы группой щековых и конусных дробилок руководили А. М. Сухова, А. С. Аникеев, В. А. Дигтяренко и Н. М. Красовский; группой роторных дробилок — В. Г. Мясников, П. М. Задорин и А. С. Варенов; группой молотковых дробилок и бегунов — Г. Н. Гундобин и Г. М. Шаховский; группой виброгрохотов — Г. М. Тушевский, В. И. Кмета и В.Ф. Сафронов.

В создании и освоении выпуска новых бегунов, первых образцов новых конусных дробилок принимали участие конструкторы С. В. Крашенинников, В. М. Веренько, Л. А. Рыбакова, Л. Ф. Унжакова, К. Н. Фомичев, Д. В. Жданов, А. А. Кузнецов и другие. Щековые дробилки с простым движением щеки разрабатывали А. М. Сухова, А. Г. Алехин, Н. И. Мамонтова, С. А. Крисанов, О. М. Дзюб. Они же участвовали и в освоении дробилки с двумя подвижными щеками.

В разработке и освоении ряда поколений роторных дробилок под руководством П. М. Задорина участвовали С. Н. Александров, Б. С. Зайцев, Э. В. Харкевич, Н. А. Шиморянов, Н. А. Кузнецова, Л. А. Муругова, Т. Г. Аникеева, Н. В. Поздин.

140 страница. Изобретателями в отделе стали конструкторы: В. А. Стрельцов (50 изобретений), И. Л. Водопьянов (24), А. Г. Алехин (13), Г. Н. Гундобин (11).

Отрывки из книги ДРО «С заводом едины», 2003 год