Экс-глава комиссии РФС по агентской деятельности: «При президенте ПФЛ исчезло 30 клубов»

Russia - Malta.1st Qualifying round. EURO-2014 U-19.Kazan, Russia.

Покинувший в июне должность главного агентского ревизора РФС Валерий Кучуркин рассказал о влиянии посредников на футбол. Соратник экс-президента РФС Николая Толстых, несколько лет работавший спортивным директором Профессиональной футбольной лиги, рассказал о кризисе в организации.

— Возглавивший в 2013 году ПФЛ Андрей Соколов, считавшийся правой рукой Толстых, оказался с вашей командой по разные стороны баррикад. Когда ваши пути разошлись?

— Это моя ошибка. Когда ПФЛ только воссоздавалась, Андрей Илларионович мечтал о должности гендиректора РФС. Именно мы вместе с Михаилом Ильиным предлагали еще даже до победы Николая Александровича (Толстых) Соколову воссоздать ПФЛ и возглавить лигу. И поэтому вполне естественно, что когда Толстых пришел к власти, не возникало даже вопроса, кто должен возглавить лигу, — тогда мы были одной командой. Изначально все делалось именно по тому плану, который был разработан мной. Были подготовлены все уставные и финансовые документы, получены у РФС права, и дальше конференция ПФЛ на безальтернативной основе утвердила Соколова в должности президента, а я вернулся на должность спортивного директора ПФЛ. А дальше он резко изменился. Неожиданно оказалось, что он решил идти дальше вместе с людьми других убеждений. Всё выждал и ровно на следующий день после избрания сделал генеральным директором Николая Акелькина, а дальше стала меняться ситуация со мной и Ильиным.

— Как произошел ваш уход из возродившейся ПФЛ?

— В июне 2013-го закончился первый сезон во втором дивизионе после возвращения лиги. 5–6 июня состоялся последний тур, а 10 июня ПФЛ организовала в «Лужниках» торжественный вечер по случаю окончания сезона. Соколов пригласил туда Прядкина и Ефремова, но не Толстых. Прямо там я открыто сказал Соколову, что это предательство. В 20-х числах июля меня убрали из ПФЛ. Тут же меня позвал в РФС Толстых.

— После этого вы трудились в РФС?

— Да, Николай Александрович меня пригласил к себе в качестве заместителя Николая Писарева в спортивном департаменте.

— Еще в 2010 году Соколов на совете ПФЛ с трибуны критиковал руководителей, голосовавших на исполкоме РФС за переход на систему «осень–весна», с его знаменитой фразой «вампиры встрепенулись». Вам он тоже тогда казался человеком исключительно вашего лагеря?

— Абсолютно! У нашей команды есть распечатка его речи 2010 года, когда у нас отбирали права на соревнования. Он очень пламенно выступал в течение 40 минут. Мы эту распечатку перечитываем и понимаем: всё, что он тогда сказал, он делает наоборот прямо по пунктам, и теперь не совсем понятно, а кто же на самом деле вампир с той стороны луны, а вернее оборотень.

— Сейчас Соколову достается за жеребьевку 1/30 финала Кубка России и допуск к соревнованиям новых юрлиц, преемников клубов-банкротов…

— Своим среди команды Прядкина и Ефремова Соколов не стал, как бы он ни пытался убедить всех в обратном. Я общаюсь с рядом людей из их команды, мнение четкое: он нужен был для конкретной цели — убрать Толстых. ПФЛ — это немалые голоса среди регионалов. Нельзя недооценивать ее возможности, даже когда полномочия лиги ограничиваются вторым дивизионом. Региональные клубы влияют на местные федерации, а это основной электорат на конференции. При голосовании за отставку Толстых голоса, на которые влиял Соколов, были решающими. Не переметнись он, никакой админресурс не смог бы убрать Толстых из РФС. До сих пор не могу понять, почему Соколов отошел от линии, которой 10 лет придерживался. Неужели он всерьез думал, что его новые «друзья» приблизят к себе единожды предавшего?

— Каким вам видится будущее ПФЛ?

— Я внимательно слежу за судьбой лиги. И меня сильно разочаровывает то, что там происходит. Внимательно слежу за публикациями в прессе о тех скандалах, что случились в межсезонье. Но есть и более глобальные проблемы: за 2,5 года, что у руля лиги находится Андрей Соколов, профессиональный футбол сократился на 30 профессиональных клубов. И есть около 10 регионов, где профессиональный футбол просто потерялся. И я переживаю за это. Тем более лично приложил руку к воссозданию лиги в 2013 году. И ощущаю личную вину за то, что помог Соколову ее возглавить.

Я уверен, что без сильного профессионального второго дивизиона будущего у нашего футбола нет. И за это говорит очень много фактов. Большинство игроков, доросших до сборной России, проходило именно через вторую лигу. Кержаков, Жирков, Широков, Игнашевич. Сейчас большинство интернатов клубов РФПЛ уже с 10–11-летнего возраста переманивают футболистов из регионов. Не будет сильных региональных клубов — не будет перспективы у всего российского футбола! А получить сильную футбольную школу без профессионального клуба практически невозможно, и даже положительные примеры из Тольятти и Чертаново всё равно пришли к тому, что своих ребят надо обкатывать на профессиональном уровне.

И они создали при себе профессиональные команды, заявленные во второй дивизион. И это поняли те же «Спартак» с «Зенитом» и другие клубы РФПЛ, заявившие свои вторые команды. Для того и нужен второй дивизион, чтобы ребята становились взрослыми игроками. А в последний год у нас договорились до того, что ПФЛ надо расформировать, а второй дивизион сделать любительским. К этому Валерий Газзаев в своей программе развития призывал. Люди совершат стратегическую ошибку. Пройдет незаметно лет 5, а потом наступит такой кадровый голод, что слова Капелло о том, что в России нет игроков, окажутся пророчеством.

Стратегической задачей сейчас является удержать второй дивизион и развить его. Тогда он станет фундаментом. И то, что Прядкин с Газзаевым говорили о необходимости оставить 50 профессиональных команд, — это тихий ужас! У нас и так переход на «осень–весну» ударил по второму дивизиону больше всех, а с расформированием ПФЛ его вообще добьют. Если клубы уйдут в региональные соревнования, уйдут спонсоры, никто не захочет вкладываться в этот хаос. Им это неинтересно — им нужен статус и профессиональные соревнования! А примеров, когда с закрытием профессионального футбола закрывались ДЮСШ, немало. Да, клубы будут с небольшими вливаниями во втором дивизионе, но это и заставит их вкладывать деньги в ДЮСШ и растить своих игроков. Будет профессиональный статус с возможностью привлекать внебюджетные средства. А сейчас в ПФЛ закрывается 30 клубов, а некоторые хотят закрыть и саму лигу.

Известия