Многократный чемпион России и области Виталий Чуркин — из той когорты футболистов, которые успешно играли за «Металлург» и «Авангард». 12 декабря спортсмен отмечает 53-й день рождения. Любимец выксунских болельщиков в большом интервью рассказал:
— как в 16 лет заработал победный пенальти в дебютном поединке;
— как опоздал на матч, укладывая асфальт на Дружбе, но всё равно забил гол;
— о чемпионских титулах и изнурительных сборах;
— об арбитрах, «убивающих» соперников на выезде, и самом грязном матче в прямом и переносном смысле.
— Виталий Геннадьевич, как началась ваша футбольная карьера?
— Я играл на заброшенном пустыре у Межонского пруда. Двор на двор, дом на дом. Секции на стадионе «Авангард» не было, и меня отвели к тренеру Вячеславу Малееву. На следующий день я дебютировал в «Кожаном мяче». Играл вместе с Виктором Кировым, Михаилом Спириным и Сергеем Вайнерым, которых вскоре перевели в старшую группу.
Через три года областная федерация заставила «Авангард» создать юношеские команды. Я тренировался у Сергея Полозова, Алексея Быстрова и Валерия Горбенко. Больше всего благодарен Валерию Николаевичу. Его знания оказались самыми ценными и наиболее предметными. Каждого ребёнка он знал в лицо — ходил даже на матчи младших юношей.
— Вы дебютировали за «Авангард» в 16 лет. Как это удалось?
— Валерий Горбенко, кроме старших юношей, тренировал ещё и взрослую команду. Народа для двусторонок не хватало, поэтому он брал меня, Сергея Смирнова, Олега Козлова и Сергея Полякова. С 1985 года «Авангард» уже не ездил на южные сборы: играл с «Металлургом», Кулебаками и кем-нибудь ещё. В январе меня и Смирнова привлекли к тренировкам основы.
«Авангард» стартовал в чемпионате домашним матчем с павловским «Торпедо». Мы с Серёгой шушукались в раздевалке, а Горбенко зачитывал установку и стартовый состав. Раз, и назвал меня. С Серёгой переглянулся — мы-то думали, что нас позвали для перестраховки на скамейке посидеть. «Авангард» выиграл 1:0, а я заработал пенальти — упал, когда меня сбили на краю штрафной. Разметку на натуральном поле трудно рассмотреть. Коренастенький судья из Арзамаса с короткой стрижкой долго бежал к месту, но указал на точку без колебания. Валерий Проворов забил гол.
— Смирнов тоже дебютировал в этом матче?
— Нет, это произошло чуть позже. Серёга — самый сильный выксунский футболист 1968-1969 годов рождения. Мы с ним в этом сезоне часто играли в старте и выходили на замены.
— Свой первый гол помните?
— В четвёртом туре выиграли дома у заволжского «Мотора» со счётом 2:0. В середине первого тайма после подачи углового мяч отскочил на одиннадцатиметровую отметку — я в касание удачно забил гол. Минут через пятнадцать проскочил по лицевой с правого края, отдал на линию вратарской и улетел за ворота. Бородин так мощно зарядил под перекладину — я на секунду испугался, что промахнётся.
— В дерби забивали?
— Да, в сентябре. Проигрывали 0:2. Тут «Металлург» ошибся сзади, я вышел один на один и забил. Мы даже могли отскочить, несмотря на их преимущество. На 80-й минуте Горбенко пробросил мяч на правый край штрафной и ударил в дальний угол. Мимо. Я находился у левой штанги. Горбенко был ко мне спиной — меня не видел. Так, ударь чуть тише, и я бы замкнул.
3 июня 1987 года «Авангард» победил «Металлург» со счётом 1:0. Я получил передачу на правом фланге и сильно покатил вдоль линии штрафной. Газон неидеальный, мяч дробил. Набежавший Андрей Дорофеев подстроился и как дал в касание под правую штангу!
— На какой позиции играли?
— В «Авангарде» — крайним нападающим. Часто менялся флангами, но справа играл чаще. Был твёрдым игроком основы. В «Металлург» я переходил нападающим, но наставник Евгений Попов быстро перевёл в полузащиту.
— Кто вам нравился в «Авангарде»?
— Александр Кузьмин — это один из сильнейших защитников Выксы. Его обыграть один в один невозможно. Такой цепкий и хитрый! С головой всё в порядке: предугадывал действия соперников и правильно выбирал позицию. Валерий Проворов до миллиметра выверял пас, чтобы партнёру было удобно. А так Валерий Горбенко, Владимир Бородин, Андрей Дорофеев, Алексей Быстров, Алексей Макаров, Дмитрий Голубев и многие другие. Приятно было перенимать опыт у ветерана Владимира Ухлина.
— Каким встретили «Авангард» после армии?
— Я служил в строительных войсках связи с 21 июня 1987 года по 9 мая 1989 года. Часть базировалась в Киеве, но я прокладывал телефонные линии по всей Украине. Если в 1989-м состав был сильный, то в 1990-м «Авангард» с трудом набирал одиннадцать футболистов на матч.
— Вы играли из-под работы?
— В 1991 году трудился в кооперативе отца Олега Юнькина — укладывал асфальт до свинокомплекса на Дружбе. В месяц выходило около семи рабочих смен. За один КамАЗ асфальта каждому рабочему платили червонец. Я в первый же день заработал 180 рублей. Для сравнения мой отец на заводе получал 220 в месяц.
Однажды опоздал на матч, потому что неожиданно пришёл асфальт. Быстро его раскидали, и меня прямо на КамАЗе в рабочей одежде привезли на стадион. После перерыва вышел на поле, забил гол после прострела защитника Александра Ишкова. Он редко подключался вперёд: тут ударил вдоль ворот, я выскочил и добил. Однако Кстову всё равно проиграли 1:2.
— Почему перешли в «Металлург» в 1992 году?
— ДРО прекратил финансирование «Авангарда», а главный тренер «Металлурга» Евгений Попов был во мне заинтересован. Плюс активно звала «Дружба». Я поговорил с наставником Валерием Горбенко и сказал, что хочу в «Металлург». Он меня поддержал: «Правильный выбор! Ничего плохого про ребят с «Дружбы» не скажу, но это ненадолго!».
— Угадали с «Металлургом»?
— Настроение улучшилось! Чемпионат России ВАФ: новые города, более сильные команды. Играл в старте, стал по-настоящему радоваться голам. В этом сезоне у «Металлурга» было всего 20 игр плюс кубок. В многочисленные паузы я выступал за «Авангард».
— Какой соперник больше всего запомнился?
— «Гигант» из Воскресенска, их финансировал директор цементного завода Виктор Дрожжин. За этот год с ними сроднились: два раза играли в чемпионате, четыре раза на кубок и ездили в Воскресенск на товарищеский турнир.
На Россию неприятно удивило домашнее судейство, в Воскресенске особенно. Играли там в полуфинале кубка. Я в подкате выбил мяч на угловой, а бежавший сзади игрок упал через меня. Парень вскочил и побежал подавать корнер. А арбитр показывает на точку. Игрок не понимает. Рефери ещё сильнее свистеть начал, пока тот не догадался. Мы с вратарём Русланом Султановым за голову схватились: «Судья! Даже воскресенцы над тобой смеются!».
— Что испытали, когда «Металлург» заявился на область в 1993 году?
— Мы хотели участвовать на первенство России под эгидой РФС. «Металлургу» сказали, или это был предлог в наказание за участие в ВАФ — выиграйте чемпионат области и приходите! Мы так и сделали — досрочно выиграли турнир, только с Сергачом немного зарубились. В администрации района за победу нам подарили вязаные свитеры и ленты с надписью «Чемпион», а завод выписал премию.
— Самый запоминающийся матч в чемпионском сезоне?
— Наше единственное поражение за 38 матчей. Играли в Нижнем Новгороде с «Торпедо» в страшный ливень. Несмотря на огромные лужи, создали кучу моментов, но уступали 1:2. Выпустили на замену Владимира Федулаева, он всегда удачно включался в игру и часто забивал. Но не в этот раз. Мы прострелили во вратарскую, и мяч застрял в луже перед пустым створом. Рядом никого нет, даже вратаря. Думаем — гол! А Вова ударил со всего размаху. Бум! Споткнулся о застрявший мяч и сам улетел в ворота. Надо было всего лишь подцепить. Защитники кое-как вынесли мяч.
— Почему у «Металлурга» сначала не получалось на Россию?
— Не хватало сильных легионеров из других городов, какие появились в чемпионском 1997 году. Хотя бы трёх человек. Играя одними выксунцами, сложно рассчитывать на успех даже на таком уровне. Мы никого из соперников с нашим-то опытом не боялись. Со всеми командами играли прилично, даже на выезде.
— Например?
— Ничья в Самаре с СКД — будущим чемпионом 1994 года. На первой минуте хозяева обрезались на своей половине, и мы вышли втроём на одного защитника. С мячом Михаил Сакеев. Дойдя до штрафной, он вместо паса зачем-то ударил по воротам. Да ещё и по мячу нормально не попал. От меня и Виктора Кирова он столько нового о себе услышал. Оба успели наорать. Киров такую гневную тираду выдал! Смотрим на Сакеева: он глаза растопырил и улыбается. Мяч подскочил на кочке и нырнул под руками вратаря.
В середине тайма корнер с правой стороны. Виктор Киров навесил на ближний угол штрафной, а Игорь Ионкин забил с лёта в девятку. Сумасшедший гол, такое нельзя поймать!
Оба раза самарцы сравнивали счёт. Мы ещё время тянули. Там стадион без беговых дорожек — недалеко от поля рос кустарник. Мальчиков с мячами не было. Мне аут бросать. Не тороплюсь: с одной стороны посмотрел, с другой, внутрь зашёл. Судья торопит, а Олег Киров на весь стадион выдаёт: «У него там корзинка спрятана, за грибами ушёл».
— С кем ещё?
— В 1996-м обыграли дома Сергач в меньшинстве. Пропустили на первой минуте, а Андрей Курганский сравнял с пенальти. Тут же у нас удалили Олега Хохлова. Вдесятером мы душили «Кристалл», играли на их половине поля. После перерыва у наших ворот назначили стандарт. Оборона вынесла мяч влево на Федулаева, а я и Курганский были справа. Кричу Андрею: «Беги!». Он как ломанулся по флангу и замкнул передачу.
— С предвзятым судейством сталкивались?
— Постоянно. Самый грязный матч в прямом и переносном смысле был в Кротовке. 5 августа 1994 года играли здесь с самарским «Юджином». Там вместе газона — земля, вместо трибун — лавочки, вместо раздевалок — бытовки, вместо душа — обычный кран из потолка. Вышли из автобуса и обомлели.
Бросили сумки в сарай и захотели пройтись по полю. И тут с неба полилось — никогда такого не видел. За пятнадцать минут поле превратилось в бассейн — 10-15 сантиметров воды. Дренажа тоже нет. Как играть? Дождь закончился, а вода не уходит. В центре островки есть, а обе штрафные утоптаны и под водой.
Нам говорили, что судьи в Кротовке убивают, но этот вообще ничего не давал делать. Только перешёл половину поля — свисток. Самарцы не могут забить: падают и падают в нашей штрафной, а пенальти им не дают. Жалуются арбитру, а он им отвечает: «Я бы вам уже пять пенальти дал. Только как вы его будете бить?». Реально ставишь мяч, а он берёт и уплывает.
Вышли на второй тайм. В нашей штрафной, где пенальти, насыпали горку обычной земли. В их — нет. Дураки! Надо было дёрн, чтобы он не уплыл. А песок сразу размыло. Самарцы не додумались и снова остались без пенальти.
Про офсайды в этом матче арбитры забыли. Хозяева просто навешивали вперёд. Наш вратарь Евгений Мурысёв ловил мячи и втыкался шипами в землю, потому что его, как снежную бабу, пытались руками запихнуть в ворота. Единственный гол мы пропустили на 98-й минуте. Это и сейчас с VAR чересчур, а тогда вообще много не добавляли. Самарцы подали стандарт и по-регбийному затолкали мяч вместе с Мурысёвым в ворота.
— Где более честное судейство — на Россию или область?
— На область все знали друг друга — судьи до такой степени не наглели. На Россию арбитры приезжали чёрт знает откуда. В 1996-м играли в Ульяновске. «Волга» боролась за чемпионство, а мы шли в середине. Зарубились. Не могут нам забить и всё. Я ещё успел обсудить игру с соперником на фланге, не первый год против него играл. Он и заявил: «Чего вы тут упёрлись? Судья всё равно даст пенальти».
В концовке арбитр назначил стандарт. Ульяновский вратарь Игорь Логунов, который потом за «Металлург» играл, прибежал через всё поле и потребовал с линии штрафной ударить в стенку. Мяч отскочил в бьющему. Игрок бросил его в кучу игроков, напрыгнул и упал. Пенальти! Мой визави заменился и смотрел матч за нашими воротами. Мурысёв — раз и берёт пенальти. Кричу — ульяновцу: «Второй дадут или нет?». Он: «Хрен знает, мы обычно первый забивали». Не дали — сыграли 0:0.
Я слышал разговоры выксунских болельщиков, мол, «Металлургу» нарисовали пенальти. Да, нам дома иногда давали точки. Домашнее судейство — всё такое! Но мы держали себя в рамках и никогда не топили соперника. Он мог победить, если был сильнее. Болельщики просто не видели, какое предвзятое судейство на выезде.
— За счёт чего «Металлург» качественно улучшил результаты?
— Основа успеха — физическая подготовка! Не каждая команда может носиться по полю все девяносто минут. А у нас получалось! Только этому предшествовали изнурительные южные сборы. До тошноты! Забежал в гору — спустился, и так несколько часов. Попов на это ставил и был прав. Ведь никто из футболистов не халявил.
За счёт физики вытащили множество игр, особенно в концовках. Помню, в одном выездном матче ничего не получилось. А за пять минут до конца убежали в контратаку и забили победный гол. Дома могли два тайма взламывать оборону соперника.
— В какой футбол играл «Металлург»?
— Больше в силовой. Когда у тебя впереди двухметровый Сакеев и отлично играющий головой Дмитрий Голубев — зачем что-то выдумывать, если они постоянно забивали. Плюс дружный коллектив! Легионеры не отбывали номер, а стали важной частью команды. В результате в 1997 и 1998 годах мы завоевали чемпионские звания!
— Почему в 2000-м вы потеряли место в стартовом составе?
— В конце 1999 года я порвал пах. В Выксе не знали, как это лечить — мучился всю зиму. Вместо предсезонки бегал кроссы по парку, но на южные сборы решился поехать. Обычно приезжаешь из зимней Выксы на тёплый юг — всё тебе в радость. Тут тошнота и мучения. Я едва не сорвался в середине сбора, но как-то стало получше. Крайний полузащитник такое амплуа, что физика — самое главное. Когда в полную силу не готовишься, то сезон провален.
— Из-за этого перешли в «Старт» из Ясенец в 2002 году?
— Да. Мы стали чемпионами области и обладателями кубка. Первый финальный матч с дзержинским «Ураном» завершился вничью 1:1. Вратарь отбил перед собой удар со штрафного навашинца Алексея Кислова, а я добил мяч в сетку. В Дзержинске выиграли 2:1. Больше всего этому радовался Игорь Егоров. В чемпионате я забил важнейший гол прямому конкуренту — мы крупно победили нижегородское «Динамо-ГАИ». Вошёл в штрафную с левого фланга, убрал на замахе двух защитников, вратаря и попал в девятку!
— Почему тогда перешли в выксунский «Колёсник» в 2003 году?
— Новый директор ясенецкой птицефабрики урезал финансирование и запретил приглашать легионеров. Такую команду развалил! Тренер Олег Долгов с трудом набирал состав на игры, даже сам выходил на поле. А «Колёсник» под руководством Валерия Горбенко выиграл первую лигу, завоевал кубок области, а в следующем сезоне взял серебро чемпионата.
— Чем вы занялись после завершения карьеры?
— С 2005 года и до сих пор я играю за ветеранскую сборную Выксы. С поездками нам помогают Алексей Смирнов, Сергей Татаев, Александр Азин и Александр Рожнов. У меня самого небольшой бизнес — занимаюсь шитьём и ремонтом одежды. Я увлёкся кройкой ещё в школе, так и продолжаю до сих пор. В «Металлурге» было не до шитья, а ближе к концу карьеры вернулся к любимому делу!
Виталий Геннадьевич Чуркин родился 12 декабря 1968 года в Выксе. Полузащитник и нападающий. Играл за «Авангард» Выкса (1985-1992), «Металлург» Выкса (1992-2001), «Старт» Ясенцы (2002), «Колёсник» Выкса (2003-2004). Победитель первенства России среди команд третьей лиги (1997, 1998), чемпион Нижегородской области (1993, 2002), победитель первенства Нижегородской области (2003), обладатель Кубка Нижегородской области (2002, 2003).