Владимир Карпунин: «Хоккей – моя жизнь»

Большой спорт жесток. История знает много случаев, когда знаменитые в прошлом спортсмены уходя со спортивной арены, опускались на самое дно, спивались, да и просто кончали жизнь самоубийством. Потому что очень трудно перейти из одного существования в другое. Старые травмы вдруг превращали их, в прошлом сильных и могучих в инвалидов. Вторая причина их падения может быть в том, что не все становятся тренерами, судьями. Будь ты хоть трижды олимпийский чемпион — ну не дано тебе это — и все! Тут особый талант нужен.

— Владимир Николаевич, расскажите немного о себе.

— Я родился в Выксе в 1946 году. Учился в школе №1, где спорт был не на последнем месте. Учителем физкультуры работала Мария Григорьевна Александрова. Это она привила нам любовь к спорту. Мы ходили на лыжах, играли в футбол. Когда замерзал наш Варнавский пруд, бегали туда кататься на коньках. Мне было пять, а брату Ване семь лет, когда отец купил нам две пары коньков. Снегурки, которые привязывались к валенкам.

— А вы помните, когда у вас в руках оказалась клюшка?

— Помню. Первые клюшки были самодельными, мы вырубали их в лесу. Конечно, они были не прочными, быстро ломались. Когда на пруду замерзал лед, начинались наши первые баталии. Потом мы стали ходить на стадион, смотрели первые матчи по русскому хоккею. В 1960 году в город с далекого Урала вернулся Октябрь Иванович Вилков и привез в Выксу хоккей с шайбой, так называемый канадский хоккей. В 1961 году, опять же с Урала, приехал Владимир Иванович Ярин. В то время я уже хорошо бегал на коньках был чемпионом школы и города. Однажды, когда мне было уже 14 лет, мой брат привел меня в хоккей с шайбой. Он в то время уже выступал за основной состав по футболу. И вот Ярин пригласил меня на первую тренировку. Она проходила на Верхнем пруду. Мне понравилась азартная интересная игра, красивая форма. Первое время форма была великовата. Мы ее подрезали, ушивали, книжки подкладывали вместо щитков. Защитные средства были слабоваты. О шлемах вообще разговора не было.

— С какого года вы играли за взрослую команду?

— В 1961 году я уже играл за сборную города на первенство области.

— Это в 16 лет?

— Да. Тогда юпошеских команд еще не было. И вот играю с того времени по сегодняшний день. Когда я был уже в Томске, отец прислал мне вырезку из газеты, где было написано, что живет в Выксе парень-хоккеист, бомбардир, который забил за сезон 71 шайбу. Но я жил уже не в Выксе, и мне было уже не 18 лет. Газета устарела на два года. Я этот случай запомнил на всю жизнь.

— Расскажите об этом периоде.

— В 1965 году я уехал в Томск, на химический комбинат, и начал выступать за сборную, которая играла на первенство Союза среди закрытых городов класса «Б». Высшая лига. Команда мастеров.

— На какой период приходится ваш «золотой» спортивный пик?

— На 1972-74 годы. Это был Томск. Однажды тренеры вызвали меня к себе и сказали, что нужно попробовать себя в з защите. Я всю ночь не спал. Думал, если не получится, вся моя спортивная карьера может рухнуть. А без хоккея я себя уже не мыслил. Попробовал, стало получаться. Постепенно закрепился в первой пятерке и играл в ней до конца томского периода.

— Спорт раньше был не таким, как сейчас. По-другому оплачивался. На что вы жили?

— Мы все числились на заводе слесарями-электриками. Если растешь в спорте — росли и производственные разряды. Но были у нас «неигровые» периоды, когда мы ходили на завод и работали, как все. Постепенно освоили свои вторые дрофессии и, работали неплохо. На сборах нам платили суточные, командировочные. Но все равно мы тогда играли не за деньги. Были спортивный энтузиазм, спортивная совесть, честь.

— У вас травмы?

— Хоккей — игра, сопровождающаяся силовыми приемами. Травмы всегда были с нами. Они нас преследовали повсюду.

— Где сейчас работаете?

— В ФОЦе, физкультурно-оздоровительном центре. Являюсь главным тренером хоккейной команды «Металлург».

— В каком она сейчас состоянии?

— Команда неплохая. Она полностью выксунская. Приезжих нет. Но сейчас положение в городском хоккее тревожное. Есть ряд причин нашего неудачного выступления в прошедшем сезоне, от нас независящих. Игроки неосвобожденные, это первое. Второе — при таких больших нагрузках (производство, тренировки, игры) не было нормального питании.

— Проблема в деньгах?

— Проблема во внимании к команде. На первом месте в городе сейчас другие виды спорта. Раньше была «Золотая шайба». Проводились такие соревнования на уровне школы, города, района, области. В этом году «Золотой шайбы» не было, да и детской спортивной школы по существу нет. Мы хотим выйти с предложением дать нам хотя бы полставки за счет детского футбола, где сейчас много тренеров. Дети хотят играть в хоккей, но мы ничем не можем им помочь. Хоккей вообще стоит на грани ликвидации.

— Какой же выход?

— Выход? Надо повернуться к этому виду спорта. Зимой ребятишкам некуда деваться. Есть много случаев, когда трудновоспитуемые дети с помощью хоккея выходили в люди. Жесткая коллективная борьба на площадке очень сплачивает, закаляет. И это все, естественно, переносится в жизнь.

— Ваши пожелания на будущее?

Хоккей нужно развивать, а не уничтожать. У нас нет «Авангарда», прекратил свое существование «Строитель». Остался один «Металлург». Конечно, что-то делается, чтобы спасти положение. Помогают нам и начальник ФОЦа Николай Михайлович Мингулов и руководство завода. Но этого мало. Хотелось бы, чтобы была взрослая команда, детский и юношеский хоккей. Да, спорту сейчас трудно. Но хотелось бы больше внимания команде.

Н. Меньшов

Газета «Выксунский рабочий» от 29.03.1996

Владимир Карпунин

Уже в начале 60-х гг. спортивной карьеры Владимир Карпунин был очень заметен в команде завода ДРО. В тогдашнем составе «Авангарда» молодой нападающий выделялся отличной физической подготовкой, напористостью, ясным игровым мышлением, темпераментом. Он смело вступал в силовую борьбу, умело выбирал место перед воротами противника. Его ценили товарищи по команде и болельщики.

В 1965-ом выпускник профессионального училища В. Карпунин уехал в Сибирь в тот же городе Томск-7, в который в то время перебрались талантливый выксунский спортсмен В. Комков, а также В. Лепестов, футболист В. Бондаренко и другие). Здесь будущий тренер «Металлурга» выступал за команду «Янтарь», и сборную Томска-7 на первенство ЦС закрытых городов. Уже в следующем сезоне она выступала по классу «Б». В начале 70-х годов Карпунин стал помощником тренера, конечно же, играющим.

В 1976 году Владимир Николаевич окончил Томский государственный педагогический институт, и стал дипломированным преподавателем физкультуры. После возвращения в родной город Карпунин посвятил тренерской работе три десятилетия.

Его вклад в развитие хоккея в Выксе признают практически все ветераны хоккея с шайбой, с которыми нам довелось побеседовать. Слово его бывшим товарищам по обеим выксунским командам, и подопечным.

Виктор Маслов: «Владимир Николаевич возглавил «Металлург» в тот момент, когда уровень хоккея в Выксе (да и во многих других городах области) на мой взгляд, оставлял желать лучшего. Карпунину удалось ощутимо его повысить. За счёт чего? Правильно организовал тренировочный процесс. Нормой стало проведение полноценных сборов, трёхразовые тренировки, в том числе, на искусственном льду. Новый наставник укрепил игровую дисциплину, регулярно проводил тактические занятия и, конечно же, разборы проведённых встреч. Прошедший школу команды мастеров, старался, насколько возможно, приблизить нас к принятым там «стандартам». Не только на словах, но и личным примером, поскольку долгое время оставался играющим тренером.

В тот период команда очень подтянулась в плане физической подготовки. Серьёзные нагрузки предполагал план тренера. На фотографии, сделанной во время сборов, мы выглядели чуть ли не как узники концлагерей (это при усиленном-то питании)…

И ещё один важный момент. Карпунин даже на сборах старался поставить нас в условия конкуренции. Не только в ходе занятий собственно хоккеем, но и когда мы играли в футбол, бегали кроссы или выполняли общефизические упражнения. Кто большее количество раз подтянется на турнике, кто больше отожмётся? Так старался развить спортивное честолюбие. И мы, невольно, тянулись друг за другом…

Результаты усилий тренера не заставили долго себя ждать. Они стали очевидны самом начале 80-х, то есть, через сезон-два после его назначения. «Металлург» заметно прибавил в качестве игры, вошёл в число призёров первенства. Даже сильнейшим командам не удавалось забрасывать в ворота выксунцам по десятку шайб за матч. Играли шайба в шайбу. Или даже обыгрывать. Например, в сезоне 1984-1985 гг. выксунцы смогли обыграть лидера, горьковскую «Искру» с её мастерами спорта на её же площадке! Уже немолодые — пик карьеры пройден – для выксунцев они оставались эталонными бойцами! Да и молодые «искровцы» дорогого стоили. Их очень трудно было обыграть…

Выксунские хоккеисты той поры воспряли духом, у них изменилась самооценка. Наконец, (2000-2001?) стали чемпионом (в чём, правда нам очень помогла «Искра», не явившаяся на последний матч). Благодаря этому успеху получили возможность участвовать в розыгрыше кубков ВЦСПС и РСФСР. Ребята получили неоценимый турнирный опыт.

Справедливости ради отметим: и «материал» В.Н. Карпунину достался, как минимум, неплохой. Такие хоккеисты, как Ю. Кокорев, Р. Гайнуллин, А. Парунов, В. Калинин и другие, могли преподнести неприятные «сюрпризы» самым сильным соперникам! И среди игроков, рождённых в конце 50-х гг., было немало по-настоящему талантливых. К чести наставника: за короткий срок добился того, что все три пятёрки настолько уровнялись в своём потенциале, что деление на первую, вторую и третью носило, в общем-то, формальный характер».

Александр Сорокин: «Хорошо помню его игроком «Авангарда». Быстро оценивающий ситуацию, хитрый! Так, запросто, не «прочитаешь», что задумал. Владимир ещё молодым хоккеистом остро чувствовал игру, знал, когда пас отдать, когда прижаться, когда подпрыгнуть. Навязать ему силовую борьбу было непросто. Умело уходил, увёртывался… Ну и, надо признать, скорость развивал приличную».

Владимир Калинин: «С приходом на должность тренера В. Н. Карпунина жизнь команды изменилась. Ко времени его возвращения в Выксу команда «съехала» в середнячки. Владимир Николаевич основное внимание уделил тактической подготовке игроков. Сказался опыт игры в классе «Б». Раньше мы выходили из своей зоны не так, как надо бы, а как получится. Он много уделял времени тому, чтобы каждый игрок четко усвоил свою роль. Добивался того, чтобы пятерка действовала слаженно и мобильно, чтобы по ходу игры четко производились замены…». Это принесло плоды очень скоро. Буквально на следующий год мы стали серебряными призерами.

Николай Чуднов: «Самый сильный хоккеист для меня – В. Н. Карпунин. До возвращения в Выксу он играл в хоккейных турнирах с участием команд класса «А», то есть — мастеров спорта. И, разумеется, был на голову выше по уровню техники, пониманию игры, опыту. Действовал ярко, зрелищно и очень выделялся во всех матчах. Несмотря на полученные в хоккейных баталиях серьезные травмы, Владимир Николаевич долго являлся играющим тренером (перестал выходить на площадку лет в 50-55). В единоборстве, даже в более чем в зрелом возрасте, оставался очень боевитым. Карпунина отличала и способность быстро «притираться» к партнерам, действовать с учетом их особенностей.

Евгений Зубаков: «Во-первых, он был первым из тренеров человеком со специальным высшим образованием. Во-вторых, имел игры в команде класса «Б». Там уровень был совсем другой. Конечно, толчок он дал очень большой. Этого у него не отнять».

Сергей Ворохобов: «С приходом В. Н. Карпунина характер тренировок изменился в лучшую сторону. Октябрь Иванович был самородком, с тактической стороной игры он был знаком неплохо, но больше полагался на физическую подготовку. А Владимир Николаевич, играя в команде более высокого класса, освоил много полезного в этом плане. Он многому нас научил, сам сохранял хорошую физическую форму, и тем внушал уважение… Именно Владимир Николаевич добился, чтобы команда в межсезонье выезжала на сборы. Сначала они проводились в Зеленом городе, затем в заводской зоне отдыха…

Еще В. С. Тарасов, в бытность тренером, вводил силовые пояса. Они весили 20 килограммов. В.Н. Карпунин возродил традицию и доказал, что это отличное подспорье. Позже его использовали все, кто хотел прибавить в силе и выносливости. Я на себе ощутил: в движениях появилась легкость…
Еще одна интересная придумка была: мы бегали в оврагах вверх-вниз с привязанными автомобильными покрышками, добиваясь того, чтобы они стучали по пяткам…

Сергей Соболев: «В. Н. Карпунин, как тренер, привнес в действия «Металлурга» немало нового. Главное, стали играть «в игрока». На тренировке, попробуй, засмотревшись на шайбу, проехать мимо… Сразу останавливает, разъясняет, показывает. Владимиру Николаевичу все это было известно не по учебникам, он сам играл на высоком уровне. Уже и в солидные годы оставался очень пробивным. Мимо не проскочишь, сразу «укладывал»…

Ту же самую «улиточку» при Владимире Николаевиче освоили, другие хоккейные хитрости… По моим впечатлениям благодаря тренеру наша команда по своей физической подготовке была сильнее, чем большинство тогдашних соперников. Побеждали выксунцев в основном те из них, которые основательно превосходили в технике, они брали верх за счёт грамотной игры».

Андрей Курганский. «В то время, когда я был включен в основной состав, В. Н. Карпунин сам выходил на площадку редко, только в случае крайней необходимости. Но и тогда еще ярко проявлялись его профессиональный уровень и талант хоккеиста. Дорогого стоили и те уроки, которые он дал молодым игрокам в тренировочном процессе».

Андрей Балихин. «Конечно, в мастерстве Владимир Николаевич был выше всех выксунских игроков на голову. При нём стали выезжать на сборы, которые позволили заметно поднять уровень подготовки к турнирам. И, вообще, как-то интереснее стало играть.