Валерий Горбенко: О футболе, о себе, о друзьях-товарищах

На День машиностроителя спортивная общественность города широко отметила своеобразный юбилей — 30-летие спортивной деятельности популярнейшего в недавнем прошлом футболиста, нападающего команды «Авангард» Валерия Горбенко. Руководители городской администрации, спортивных организаций, многочисленные болельщики тепло поздравили юбиляра. А каков его внутренний мир, душевный настрой сегодня? Об этом читатели нашей газеты узнают, прочитав интервью Валерия Горбенко.

— Валерий, позади 30 лет жизни в спорте. Человеку свойственно в такие мгновения мысленно оглянуться, «прокрутить пленки назад», проанализировать прожитое. Какие чувства ты сейчас испытываешь — гордости за сделанное на футбольном поле, разочарования, или что-то другое?

— Чувство гордости, конечно, громко сказано. Скажу коротко. Прожитые годы были очень хорошие. Жаль, что быстро пролетели. Есть что вспомнить, даже приглашение в класс «А» было. Но я люблю свою Выксу, выксунцев и без них себя не мыслю. Сейчас приходится сознавать, что тебе уже 48 и надо уступать дорогу молодым.

— Каждый, кто знаком со спортом, знает, что жизнь большого спортсмена — не сладкий мед. Постоянные разъезды, оторванность от семьи и домашнего уюта, изнурительные тренировки, тяжелая борьба на футбольном поле, порой через «не могу», травмы — что ж тут, вроде бы, хорошего. И все же, если бы тебе пришлось повторить пройденный путь, повторил бы?

— Повторил бы, не задумываясь. Только взял бы в путь сегодняшнюю житейскую мудрость. Я всегда был фанатом футбола, и всегда играл с полной самоотдачей, не думая о том, что и себя поберечь надо. Вспоминаю 1972 год. От перегрузок, перенапряжения разошлись паховые кольца. Специалисты Горьковского института физдиагностики категорически запретили играть в футбол. К тому же на футболе тогда, как и сейчас, нет регулярного медицинского обслуживания. А я все равно играл.

1976 год. Готовлюсь к первенству ЦС ДСО «Труд». За две недели до соревнований лопает задняя мышца бедра. Сейчас-то я знаю, что надо делать: пару стаканов шампанского, полное расслабление — и все в порядке. А здесь получилось так, что тяжело шла игра с Чебоксарами. Я сидел на трибуне. Не выдержал, весь в бинтах вышел на поле, и надо же, забил два гола, которые и вывели нас в финал в город Каспийск. Фатальное везение!

Мне, честно говоря, часто везло. Хотя, наверное, и мастерство какое-то было. Ведь за 30 лет забил около 600 голов. Здесь одного везения мало. И все же, вспоминая такие эпизоды с травмами, испытываешь вот такое чувство: какие же мы неопытные были. Сами себе громоздили проблемы. Видно у нас, у русских, национальная черта: сначала создаем проблемы, а потом думаем, как их решить.

— Самый яркий эпизод в твоей спортивной карьере?

— Самых-самых ярких нет, а запоминающихся много. В 1972 году на первенстве ЦС проигрывали 0:2 Барнаулу. Остается конца чуть больше 10 минут. Трибуны нас дружно поддерживают, и… заработала вдруг машина. Забиваем гол, потом второй и на последних секундах на каком-то сгустке энергии буквально расталкиваю защитников, бью, что есть силы, мяч попадает в штангу и рикошетом — в ворота. Болельщики, стоя, буквально ревут от восторга. Такие моменты не забываются, а их было немало.

А вчерашний момент, когда в матче с нижегородскими ветеранами мне удалось на последней минуте забить гол и спасти команду от поражения.

— Я слышал и такое: гости отдали дань уважения юбиляру и позволили ему забить гол?

— Не-е-т, такое исключено. Перед игрой нижегородские мастера были решительно настроены на победу, они хотели показать выксунцам высшее футбольное мастерство. И они его показали. А мне как удалось забить гол? Удачно выбрал позицию, принял прекрасную передачу Саши Зайцева, сыграл на опережение и, главное, почувствовал, когда и куда надо бить. Действительно, «звездный» гол.

— А самые неприятные воспоминания?

— Очень тяжелый был 1972 год, я о нем говорил — травмы, порванная мышца, а играть надо было. А по большому счету неприятностей не было. Я люблю футбол, люблю зрителей, они всегда отвечали взаимностью, я человек по натуре контактный, веселый. Вот и сейчас, выходишь на улицу, встречаются люди, все тебя знают, и ты их знаешь, улыбаемся друг другу.

— Валерий, мы как-то незаметно подошли вот к какому вопросу. Что ты больше всего ценишь в спортсмене — его талант, умение играть, или на первое место ставишь личность?

— Вопрос непростой считаю, что хороший спортсмен — это уже личность. Если говорить по большому счету, то ты никогда ничего не добьешься в спорте, если не соединишь в себе воедино трудолюбие, фанатизм и самодисциплину. Если мне чего-то и удалось добиться в футболе, то только лишь потому, что на тренировке работал до седьмого пота, отдавал игре все, и никогда не позволял себе выйти на игру растрепанным. А талант футболиста я понимаю как сочетание: хорошая голова — хорошие ноги. Немало знаю ребят, которые любят футбол, но ничего не добились. Или «пашут» за двоих, но бестолково, либо наоборот. А вообще-то, дар футболиста, как и любого человека — от бога.

— Футбол — игра коллективная, и здесь очень важно чувствовать локоть товарища надежного, умного. За 30 лет перед тобой прошли десятки ребят, с кем ты делил и радость побед, и горечь неудач. Кого бы ты мог вспомнить, с кем не только в футболе, но и в жизни пошел бы, как говорится, в разведку?

— Немало таких ребят — Иван Карпунин, Леша Быстров, Сережа Соловьев, Женя Попов, Коля Викулов, Миша Гроздов, Андрей Дорофеев, Александр Киров. Конечно, нельзя не вспомнить добрым словом наставников Виктора Корнеевича Громченко, Валентина Степановича Шеманова, Юрия Михайловича Яковлева. Все они были личности на футбольном поле, честные, порядочные люди в жизни. И у меня с ними сохранились прекрасные, душевные, дружеские отношения. А в разведку? В разведку я пошел бы с кем угодно, людям я верю.

— Валерий, в людях какие черты характера ты целить больше всего?

– Трудолюбие и порядочность. Порядочность в широком смысле этого слова — честность, добросовестность, уважительность друг к другу и многое другое. А для футбольной команды есть еще одна черта, без которой невозможна хорошая игра: команда должна быть группой людей, единомышленников, психологически совместимых. К сожалению, так бываем очень редко.

— Твоя жизнь футбольная связана, в основном, с командой «Авангард», командой с блестящим прошлым, со своими традициями, своей летописью. Сегодня нет «Авангарда», есть «Восход», который заводской командой никак не назовешь. Не удручает тебя этот момент?

— Для меня это самое болезненное сегодня. На больную мозоль, что называется, наступил. Ведь и у «Авангарда» в разные времена не все было гладко, были и трудности, и неудачи. Но мы, футболисты, всегда чувствовали за собой мощную поддержку коллектива завода ДРО, который мы представляли. Мы знали, что руководство завода постоянно заботится о команде, что машиностроители любят и переживают за свою команду, вместе с нами делили и радости, и горести. Но мы твердо знали, что заводчане не простят нам плохой, халтурной игры, и на ежегодных встречах с болельщиками по итогам сезона с нас будет строгий спрос. Поэтому мы старались, и выкладывались на футбольном поле. А что сейчас? Создали городскую команду «Восход». Кстати, почему «Восход»? Предложения были назвать ее – «Выксунь». Такое название больше подошло бы городской команде. А сейчас спросу кого угодно: кого же представляет «Восход», вряд ли получишь ответ.

— А ты веришь в возрождение «Авангарда»?

— Если бы не верил, не работал бы здесь. Верю, что завод встанет на ноги и возродится былая слава «Авангарда». Так будет, ведь у команды есть хорошая школа, традиции.

— Валерий, нас, рядовых болельщиков, очень беспокоит такая проблема. Идешь на футбол, а сплошь и рядом вместо прекрасного, праздничного зрелища слышишь крики, истошные вопли, матершинy на поле. Причем, эта зараза поразила все уровни футбола — от дворовых команд до команд мастеров. Твое отношение к проблеме?

— Да, это болезнь. Грешен, сам часто грубил. Футбол стал намного жестче, больше грубостей на поле. А причина, в общем-то, одна — не хватает техники, мастерства. Лечить болезнь надо, вернее, не допускать ее. В детских командах надо у ребят воспитывать культуру, уважение и друг к другу, и к соперникам, и к болельщикам. Надо поднимать роль судей, ведь смотрите, в европейских матчах за разговоры с поля выгоняют. Мы миримся: мирятся судьи, тренеры, болельщики. Разве это дело?

— Последний вопрос. Спорт в целом, футбол, в частности, без финансовой поддержки немыслим. Кого бы ты назвал из тех, кто всегда готов придти на помощь?

— Это, прежде всего, городская администрация. Руководители акционерных обществ «Дробмаш», «Завода корпусов», «ВМЗ». Очень много помогают предприниматели — искренне, бескорыстно Виктор Роньжин, Вячеслав Седов, Саша Черенок, Валентин Игонин, Игорь Бегун, Анатолий Новокшенов, Алексей Крутцын, Валерий Шмелев, Андрей Федотов, Виталий Ухлин, Алексей Никулин, Александр Родионов, Николай Кошмин, Олег Катчиев, Борис Десятников, Саша Козлов, Станислав Баранов — да всех не перечислишь. Уж если кого забыл, пусть не обессудят. Спасибо им и низкий поклон. Я благодарен болельщикам, всем любителям спорта за их участие, поддержку. Сейчас наши футболисты играют в российском первенстве, и их поддержка сегодня особенно нужна.

Беседовал с юбиляром Юрий Стажоров.

Газета «Провинциальная хроника» от 1995 года