Более 25 лет Гурий Николаевич Гундобин работает в конструкторском отделе нашего завода. Здесь он приобрёл большой опыт, расширил свои знания и теперь по праву является лучшим конструктором.
Много проектов машин, выпущенных заводом и выпускаемых сейчас, разработано под его руководством или при его непосредственном участии. Молотковые дробилки СМ-19А, СМ-170А, СМ-431, двухроторная молотковая дробилка СМ-459 для сельского хозяйства, бегуны СМ-268, щековые дробилки СМ-16А, СМ-204, технические проекты электрифицированной передвижной камнедробильной установки СМ 311-312 и молотковой дробилки СМ-170Б — вот далеко не полный перечень машин, над которыми работал высококвалифицированный опытный заводской конструктор.
Машины, сделанные по проектам Г. Н. Гундобина, как правило, меньше других подверглись доработке в процессе их изготовления и испытаний. И это благодаря тому, что Гурий Николаевич хорошо знает условия производства, творчески подходит к труду.
Большой вклад вносит конструктор в дело освоения новых машин. Он тесно связан с цехами, активно влияет на производство, способствует ускорению темпов и повышению качества изготовления машин.
Критически анализирую результаты заводских и приемочных испытаний, Г. Н. Гундобин ищет и находит пути дальнейшего совершенствования техники, обеспечивая этим повышение качества выпускаемого заводом оборудования. Так, при корректировке чертежей бегунов мокрого помола СМ-36 ему удалось значительно улучшить эксплуатационные качества машины, сделает ее более удобной для обслуживания и более надёжной в работе. После приёмочных испытаний по его совету устранены недостатки механизма для подачи и извлечения вкладышей системы инженера Макарова.
В поле зрения опытного конструктора – и те машины, которые наш завод выпускает серийно. Учитывая мнение эксплуатационников, прислушиваясь к их требованиям, поддерживая постоянную связь с производственниками, Г. Н. Гундобин многое делает для того, чтобы улучшить технологичность изготовления машин, повысить их эксплуатационные качества. На его счету много рационализаторских предложений, среди которых есть и важные технические усовершенствования.
Многие молодые специалисты, работая под руководством Гурия Николаевича, расширили свой технический кругозор, обогатились производственным опытом.
Не раз товарищу Гундобину приходилось руководить курсовой и преддипломной практикой студентов, и всегда он с честью оправдывал оказанное ему доверие, старался вложить как можно больше труда в дело подготовки будущих командиров производства.
Гурий Николаевич не замыкается в круг служебных обязанностей. Он активный общественник – член цехового комитета профсоюза, руководитель производственно-массовой комиссии, несколько лет был членом редакционной коллеегии стенной газеты.
Б. Лопатин, начальник конструкторского бюро
Газета «Машиностроитель» от 08.01.1957
Талантливый конструктор
На первый взгляд он кажется замкнутым и неразговорчивым. И действительно, когда Гурия Николаевича Гундобина начинают расспрашивать о его замечательных достижениях на поприще конструктора, то он предпочитает отмалчиваться или приписывать свой успех товарищам по работе.
На заводе он начал работать еще тогда, когда в просторных и светлых корпусах производилась установка и монтаж оборудования. Днем Гурий работал, а вечером учился. Еще в первых робких эскизах, которые он набрасывал на листах плотной ватмановской бумаги, будущему конструктору виделись те машины, которые когда-то построят в цехах точно по его чертежам. На машиностроительном заводе созрел и окончательно окреп конструкторский талант Гурия Гундобина. Помощь опытных инженеров дала возможность молодому чертежнику стать одним из лучших работников конструкторского бюро.
Первым его ценным вкладом на поприще конструктора явилась конструкция кривошипных 150-тонных прессов. Раньше эти пресса покупались в Америке. Товарищ Гундобин сконструировал образцы отечественных прессов, которые вскоре по его чертежам были изготовлены на нашей заводе.
В годы Великой Отечественной войны Гурий Николаевич совместно с группой других конструкторов талантливо разрешил еще одну важную задачу, осуществление которой позволило увеличить сборку машин на 13 штук в месяц.
Все новые и новые задачи ставит перед собой Гурий Николаевич, отыскивая неизведанные еще никем пути к новым производственным успехам. В настоящее время товарищ Гундобин занят переработкой чертежей и частично самой конструкции передвижной 30-тонной установки. В этой работе он добивается того, чтобы в цехах рабочие при освоении этой машины сумели легко и с наименьшей затратой средств выпускать необходимое для Родины оборудование.
Гурий Николаевич непросто конструктор, а конструктор-изобретатель-рационализатор. Только в январе 1947 года он подал четыре ценных предложения. Одно из них при внедрении в производство позволило экономить по 500 килограммов металла при отливке только одной марганцовистой плиты.
Гурия Николаевича знают на заводе не только, как талантливого конструктора, но и хорошего общественника. Вот уже 16 лет конструктор Гундобин является членом редакционной коллегии стенной газеты «За технику». Над стенной газетой он работает также серьезно, как это делает, создавая новую конструкцию той или иной детали.
А. Ипаткин
Газета «Выксунский рабочий» от 30.03.1947
Гурий Гундобин: Наш вклад в пятилетку
В конструкторском бюро завода ДРО идет кропотливая работа по пересмотру имеющихся конструкций и по созданию новых, с целью сокращения трудоемкости и себестоимости выпускаемых машин.
Наш завод освоил выпуск передвижной камнедробильной сортировочной установки. При переработке старых чертежей, введением новых упрощенных конструкций, трудоемкость изготовления новой машины снижена на 20 процентов. В этом безусловная заслуга конструкторов. Камнедробильная передвижная установка проходит сейчас серьезное испытание на одном из строительств в Москве.
В сжатые сроки заводом освоена стационарная установка, которая состоит из 4 дробильно-сортировочных машин и из 7 транспортеров. Не будет ошибкой, если данную установку мы назовем мощным дробильно-размолочным заводом.
Впервые в Советском Союзе, на нашем заводе, будет осваиваться производство стотонной стационарной установки. Здесь конструкторам придется поработать очень и очень много.
Старые конструкторы, работающие на заводе, не забывают и о подготовке квалифицированных кадров. Товарищи Ровнов, Голубева, Звенигородский обучены нами сложной работе конструктора. Все эти товарищи бывшие фронтовики.
Гурий Гундобин, заместитель главного конструктора
Газета «Выксунский рабочий» от 01.05.1948
Гурий Гундобин: Конструктор, воспитатель, художник
В свернутую из плотной ватманской бумаги трубку вставлены два аккуратно заточенных карандаша: с одной стороны — твёрдый, с другой — мягкий. Так удобнее работать, — не приходится поминутно искать то один, то другой карандаш: оба в руке, в руке автора этой нехитрой рационализации Гурия Николаевича Гундобина, немолодого сухощавого человека с умными с хитринкой глазами.
Гурий Николаевич — создатель замечательных конструкций машин и воспитатель многих и многих конструкторов. Не только члены руководимой им конструкторской группы могут сказать, что они воспитанники Гурия Николаевича. К моей чертёжной доске, например, за всю десятилетнюю мою работу в отделе, он, кажется, ни разу не подходил, но всё же я не могу не считать себя его учеником. Да, учеником. Потому, что прежде чем нанести на бумагу первые штрихи и линии, я всегда ловлю себя на мысли: «А как сделал бы эту деталь или узел он, Гундобин?»
Послезавтра, 13 августа, все друзья Гурия Николаевича Гундобина поздравят его с тридцатилетием работы на нашем заводе. А друзья — весь заводской коллектив. Потому, что нет, наверное, на заводе человека, который не знал бы старейшего ведущего конструктора, не советовался бы с ним, будь это в цехе или за рабочим столом.
Сколько машин и узлов самых различных конструкций за тридцать лет работы создано Гурием Николаевичем! Кажется, что он сам их сейчас не перечтёт. Ведь это не только бегуны и молотковые дробилки, где каждая линия чертежа проведена или подсказана им, Гурием Николаевичем, это десятки, а может быть и сотни других самых различных машин. Немалый его труд в конструкциях щековых дробилок и дробилок ударного действия.
В группе работников завода, награждённых серебряными медалями ВДНХ за создание передвижной дробильно-сортировочной установки СМ-311-312 есть имя и нашего юбиляра. Ведь Гурий Николаевич выполнил эскизный проект установки. А это при создании новой машины — самая важная часть работы, самая сложная.
Машины, выпускаемые заводом ДРО, не имеют обтекаемых стремительных форм, но если их создал Гундобин, то они всё же отличаются совершенством и законченностью формы. Они красивы. Ими поневоле любуешься. Может быть, потому, что Гундобин — художник. Я видел картины, написанные Гурием Николаевичем. Но смотришь на чертежи, выполненные им, — обычные детальные чертежи,— и не покидает тебя ощущение, что перед тобой произведение искусства. А может быть, оно действительно существует: искусство конструкторское? Если так, то Гурий Николаевич — лучший его мастер.
Много замечательных машин создал Гурий Николаевич Гундобин. Немало создаст и ещё. Я в этом уверен.
Г. Тушевский, конструктор
Кавказ, Цей. Август 1961 года.
Газета «Машиностроитель» от 11.08.1961
Инженер-новатор
Двадцать четыре рационализаторских предложения с экономическим эффектом 46,6 тысячи рублей внедрил в производство за семилетку инженер-конструктор завода ДРО Гурий Николаевич Гундобин. Не вознаграждения за рационализацию привлекают Гурия Николаевича, не ради них он изменяет конструкции деталей узлов и механизмов машин. Он делает все для того, чтобы машины с маркой завода ДРО отличались высокой производительностью, прочностью и надежностью в работе.
На снимке: инженер-конструктор Г. Н. Гундобин. Фото В. Козлова.
Газета «Новая жизнь» от 1966 года
Улучшим оснащенность машин
Из выступления ветерана завода, конструктора Гурия Николаевича Гундобина (в ответ на награждение завода ДРО орденом Трудового Красного Знамени за досрочное выполнение семилетнего плана по выпуску машин и оборудования).
— За прошедшее семилетие технические силы завода внесли большой вклад в государственную копилку. Создано ряд высокопроизводительных машин, которые получили дипломы первой и второй степени на ВДНХ. 17 машин были приведены до уровня мировых стандартов, что создало условия для увеличения экспортных поставок.
В ответ на заботу партии и правительства технические силы завода в новой пятилетке будут еще больше и глубже обращать внимание на освоение и внедрение дробилок для автоматизированных линий, модернизацию и создание новых образцов дробильного оборудования, обеспечение строящихся заводов высокопроизводительными дробильными машинами.
Газета «Машиностроитель» от 23.07.1966
Гурий Гундобин: Творчество
17 декабря Гурию Николаевичу Гундобину исполняется шестьдесят лет. Сорок из них он проработал в отделе главного конструктора нашего завода.
Казалось бы, совсем нетрудно написать в газету о хорошем работнике, если рядом с ним трудишься много лет. Просто, если результаты его труда можно выразить процентами перевыполнения плана, сверхплановыми кубометрами, килограммами, тоннами продукции. А если это конструктор? Как рассказать о его труде, да так, чтобы все, даже те, кто не знает его, поняли, какой трудовой подвиг совершил человек, в течение сорока лет создающий новые машины?
Рассказать об этих машинах… Но за эти годы конструктор Гурий Николаевич Гундобин создал их столько, что один перечень их наименований и индексов в книге регистрации проектов, хранящейся в техническом архиве завода, занимает несколько страниц. Это прессы и дробилки, мельницы и передвижные дробильно-сортировочные установки, бегуны и машины для железобетонных изделий, химическое оборудование. В короткой газетной статье не расскажешь даже вкратце о всех. Но о вкладе Гурия Николаевича в разработку конструкции и модернизацию молотковых дробилок следует написать.
Молотковые дробилки. Их совершенствовал Гурий Николаевич неоднократно. Первые послевоенные годы. Похожие на коробки молотковые дробилки ДМ-2, ДМ-3, ДМ-4, ДМ-5, ДМ-6, ДМ-7. Тогда такое конструктивное решение было, вероятно, современным. Но, несмотря на форму, содержание было неплохим. Машины работали хорошо.
1956 год. Гурий Николаевич под руководством В. А. Стрельцова создает проект новой молотковой дробилки СМ-170Б. Более десяти лет, начиная с 1958 года, выпускает завод эти дробилки. На всех тепловых электростанциях успешно эксплуатируются они. И ни одной жалобы от потребителей. Даже сейчас, 15 лет спустя, дробилка СМ-170Б не имеет себе равных в стране и находится на уровне лучших мировых образцов.
Выкатываемая колосниковая решетка молотковой дробилки с оригинальной системой тонкой регулировки зазора впервые появилась на чертежной доске Гурия Николаевича в проекте дробилки СМ-170Б. Позже такую конструкцию применил на своих дробилках знаменитый Электростальский завод тяжелого машиностроения.
За создание этой дробилки Гурий Николаевич Гундобин первым из наших конструкторов удостоен правительственной награды — ордена Знак Почета.
1971 год. Опять на ватмане прочерчиваются новые молотковые дробилки. Создается ряд дробилок, в конструкции которых заложена самая высокая степень унификации.
Машины, созданные Гурием Николаевичем, очень красивы. Конечно, они не имеют плавных обтекаемых линий. Это не автомобили и не ракеты. Но они красивы той целесообразной красотой, всегда отличающей совершенные машины.
Сколько раз я ловил себя на том, как, наблюдая рождение на доске старейшего конструктора новой конструкции, я пытался предугадать, что будет дальше, что появится на листе через час, через день. Не всегда это было то, что сделал бы я. Но всегда это было оригинально, смело и оптимально.
Мастером оптимальных решений стал он, конечно, не сразу, но стал он мастером великолепным. Эта оптимальность, то есть высшая степень целесообразности и экономичности, — сплав опыта, таланта и громадной работоспособности.
У Гурия Николаевича свое, отличающееся от других, видение конструкций. Никто не заметил, например, что у дробилок ВМД, готовый проект которых передал нам один из институтов, по существу двойная рама. А он заметил. Исправив конструкцию и дал экономию народному хозяйству более 5 тысяч рублей. А всего за сорок лет работы активнейший рационализатор, а в последнее время изобретатель Гундобин высвободил для нужд страны многие тонны металла, тысячи киловатт-часов электроэнергии, ликвидировал огромные трудовые затраты. Только за последние десять лет экономический эффект от внедрения его предложений составляет около 30 тысяч рублей.
Награды Выставки достижений народного хозяйства — серебряная, бронзовая медали — хранятся дома у Гурия Николаевича, в искусно сделанном альбоме с мягкими поролоновыми страницами. Эти медали — еще одно признание конструкторского мастерства нашего ветерана.
За сорок лет работы на заводе Гурий Николаевич не только сидел за доской и разрабатывал проекты дробилок. Он активнейший общественник в отделе, воспитатель молодых конструкторов.
Кажется, не было ни одного начинания, большого или малого, в отделе, чтобы руководство его не посоветовалось с Гурием Николаевичем. А сколько инженеров и техников стали отличными конструкторами благодаря Гурию Николаевичу Гундобину. Именно: стали конструкторами. Ведь можно проработать и десять, и двадцать лет в конструкторском отделе, а конструктором не стать. Постигали азы конструкторской работы под руководством Гундобина и преподаватель Московского института химического машиностроения кандидат технических наук Попов Б., и заместитель главного конструктора научно-исследовательского института Лопатин Б., и многие другие конструкторы, уехавшие с завода. Но еще больше их работает рядом со своим учителем.
Да, в газетной статье многое не расскажешь. Не расскажешь о картинах, написанных художником Гундобиным. Их необходимо смотреть.
И стенную газету конструкторского отдела «За новую технику» с ее сатирическим приложением «Нашатырь», выпускаемую редколлегией, душой которой в течение многих лет был Гурий Николаевич, также нужно было видеть и читать.
Разве расскажешь, почему она была лучшей на многих смотрах стенной печати.
Кажется, что Гурий Николаевич совсем не изменился с тех пор, как двадцать с лишним лет тому назад я впервые познакомился с ним. То же худощавое лицо, та же фигура, те же лукавые с хитринкой серые глаза, даже седины вроде и не прибавилось. Только появились очки, да свернутую из ватмана тугую трубочку со вставленными с двух сторон карандашами, мягким и
твердым, заменили отличные цанговые карандаши — подарок дочери, тоже конструктора. И еще, не сразу, а постепенно, появился огромный опыт, ставящий Гурия Николаевича Гундобина правофланговым в шеренге конструкторов нашей отрасли во всей стране.
— Сто лет я отмечу в этом году, — сказал мне как-то Гурий Николаевич. — Шестьдесят прожитых и сорок на заводе.
Как и обычное столетие, такие сто лет — явление нечастое.
Г. Тушевский, руководитель группы ОГК
На рисунке: Гурий Николаевич Гундобин. Худ. В. Ардабьевский.
Газета «Машиностроитель» от 15.12.1971
Гурий Гундобин: Они были первыми
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года установлен праздник День машиностроителя, отмечающийся в последнее воскресенье сентября. В связи с его празднованием профсоюзный комитет завода и дирекция приняли решение о ежегодном присвоении звания «Ветеран труда завода, начиная с 1966 года. Это высокое звание присваивается кадровым работникам, проработавшим на заводе не менее 25 лет, активно участвующим в общественной жизни коллектива.
Звания удостаиваются работники, которые показывают образцы добросовестного отношения к делу, являются передовыми в походе за высокую культуру производства, качество выпускаемой продукции, передают свой богатый опыт товарищам по работе, особенно молодежи, являются примером поведения в быту.
В соответствии с утвержденным положением ветераны труда пользуются преимущественным правом на получение жилплощади по установленным нормам и преимущественным правом на получение путевок в дома отдыха и санатории, очередные отпуска им предоставляются в наиболее удобное время года.
На очередном заседании профкома завода накануне первого Дня машиностроителя, отмечавшегося в воскресенье, 24 сентября (на самом деле 25 сентября. – Прим.) 1966 года, было присвоено звание «Ветеран труда завода» первому отряду машиностроителей. За 18 прошедших лет (с 1966 по 1984 год) это высокое звание стали носить 338 работников завода.
…
С 1931 года работал на заводе Гурий Николаевич Гундобин. Талантливый конструктор, в совершенстве знающий свое дело, творческий, умный специалист, прекрасный художник. Ему поручалось оформление стенных газет отдела главного конструктора и заводской многотиражной газеты «Машиностроитель». Создатель комплекса щековых и молотковых дробилок, бегунов и множества других машин, которые выпускал завод. В 1962 году награжден орденом «Знак Почета».
…
Все они первыми на предприятии удостоены звания «Ветеран труда завода».
Яков Васильевич Косолапов
Газета Машиностроитель» от 27.09.1985
Тридцать лет вместе
Исполняется тридцать лет заводской многотиражной газете «Машиностроитель». В августе 1956 года партком завода утвердил первым редактором газеты Елену Ивановну Климову. Оформление заголовка газеты было поручено талантливому конструктору и художнику Гурию Николаевичу Гундобину. 4 сентября 1956 года вышел первый номер «Машиностроителя».
…
Яков Васильевич Косолапов
Газета «Машиностроитель» от 05.09.1986
Создали первый БТР
Большую работу по модернизации старых и созданию новых машин проделали конструктор Гурий Гундобин, инженеры-конструкторы Галина Латышева, Анастасия Сухова, Фёдор Гуреев, Июлий Водопьянов, Мария Смирнова и другие. Расчёты на прочность выполнял Василий Лужин, Герой Соцтруда, один из разработчиков системы залпового огня «Катюша».
По постановлению Совета министров 1949 года, завод ДРО был обязан организовать производство бронекорпусов бронетранспортёров БТР-152 и САУ-57 (самоходно-артиллерийской установки на гусеничном ходу). Их создание началось в новом цехе №12, начальником которого назначили Анатолия Захарова. За три месяца цех укомплектовали кадрами. В марте 1950 года был изготовлен первый корпус БТР-152.
Газета «Выксунский рабочий» от 02.04.2019
Гурий Николаевич Гундобин 1911 года рождения. Конструктор. Награжден орденом «Знак Почета». В числе первого выпуска ВМТ 1932 года начал работать в техническом отделе завода. Участвовал в разработке большинства машин ДРО. Работал в отделе с 1931 по 1974 год.
Книга почета ДРО
Гурий Николаевич Гундобин, 1911 год рождения. В заводе ДРО работает с 1932 года. В годы Отечественной войны – заместитель начальника конструкторского бюро технического отдела завода. В послевоенное время – конструктор. За разработку новых видов дробилок награжден орденом «Знак Почета».
Книга почета ДРО